В дореволюционном Царицыне представители сильной половины человечества носили «костюмы-тройки, галстухи и котелки»
Листая пожелтевшие от времени страницы дореволюционных царицынских газет, невольно обращаешь внимание на то, что весной крупные торговые центры, как и сегодня, публиковали информацию о поступлении новинок гардероба: «Лучшие товары!», «Громадный выбор!», «Цены понижены!». И среди новинок были не только модные товары для женщин, известные во все времена своей страстью к покупкам, но и для мужчин. В дореволюционном Царицыне было немало представителей сильной половины человечества, следящих за модой, и у нас есть шанс узнать, какой была мужская мода начала XX в.
Подчеркивающий энергичность
В начале XX в., когда права за равенство полов еще не вступили в завершающую фазу — это состоялось после гражданской войны, гендерные различия в обществе свято и четко соблюдались. Тогда, цитирую книгу по этикету столетней давности, от мужчины требовали, чтобы они были «сильные, энергичные, способные, умные, развитые и богатые». От женщин ожидали не ума и энергии, а красоты, нежности и изящества.
На строительство этих образов была брошена вся модная индустрия того времени. Корсеты, удлиненные силуэты и изящные цветовые сочетания платьев идеально формировали имидж утонченной и прекрасной леди, а консервативный костюм-тройка с обязательным наличием всех аксессуаров: от головного убора до «галстуха» и перчаток, которые подчеркивали в мужчине его деловую хватку и собранность.
В дореволюционных магазинах, готовый хорошо сшитый, качественный, как тогда говорили, элегантный костюм, состоящий из пиджака, брюк и жилета, мог стоить и 8 руб. 50 коп., и 10, и 13 руб. В дореволюционное время у некоторых такая цена соответствовала их заработку за месяц.
Костюмы в зависимости от цвета ткани и ее фактуры разделялись на сезоны. В гардеробе у элегантного мужчины должны быть костюмы и для зимы, и для лета, и для межсезонья. Для зимней экипировки идеально подходила тройка на подкладке, сшитая из прочного и элегантного шерстяного шевиота-трико или очень мягкого драпа «велюр», для жары выбирали лен цвета слоновой кости.
Вычурность не приветствовалась
В столицах Российской империи в то время были в моде жакеты-манто «танго». Тогда от непривычных в своей откровенности и страсти музыкальных ритмов сходили с ума и Запад, и Америка и российские столицы. Но только не глубинка. В Царицыне с его патриархальным бытом не было принято одеваться богемно и по-декадентски вычурно — общество уездного города к персонам в такой одежке относилась как к неблагонадежным личностям, которым нельзя доверить серьезного дела.
В начале XX в. многие мужчины, занятые в коммерции, не сидели дома, в Царицыне, а разъезжали по делам по многим городам Поволжья и в столицы. В поездках помимо совершения сделок посещали известные модные магазины, пополняя по приезду в родной город ряды модников. Среди известных иногородних магазинов был самарский «величайший по Волге магазин готового платья» на ул. Панской, в Москве можно было весьма модно приодеться в «Пассаже А. М. Постникова» и «Магазине готового мужского платья Я. Ф. Катанова», которые оба находились на Тверской. Наибольшей популярностью, наверное, из-за географической близости к Царицыну, пользовались саратовские «Европейский магазин», что на Театральной площади, и «Торговый дом «Вицъ», располагавшийся на Никольской улице.
В Царицыне тоже были торговые дома, где можно было приобрести модное мужское платье, например, торговый дом «Я. В. Губанов С-вья». Особенность всех дореволюционных магазинов готового платья, будь то царицынские или иногородние, заключалась в том, что клиент, если ему ничего не подошло из предлагаемого «разнообразного и громадного выбора» товаров, мог сделать заказ на индивидуальный пошив. Для этого ему здесь же подбирали «модные материи первоклассных русских и заграничных фирм» и фасоны по «новейшим французским и английским модам».
От шляпы до штиблет
Модный мужчина начала XX в. был немыслим без модных аксессуаров: штиблетов и головного убора. До революции ходить по улице с непокрытой головой — это было, знаете ли, моветон, и не только у дам, но и у мужчин.
В уже известном вам торговом доме «Я. В. Губанов С-вья» можно было купить модные мужские дорожные фуражки от 75 коп., черные и цветные шляпы от 1 руб. 50 коп., котелки модных фасонов от 2 руб. Особым шиком считались заграничные итальянские, английские и венские шляпы.
Качественную, прочную и модного фасона мужскую обувь можно было приобрести в Царицыне и в губановском магазине, и в «Торговом доме Петра Бондаренко», находившемся на ул. Гоголя, и в оптово-розничном магазине «П. Н. Смирнов и С-н», что на Базарной площади. В царицынских магазинах продавалась как мужская обувь отечественного производства — санкт-петербургской механической фабрики «Скороход», так и «варшавских первоклассных фабрик». Кстати, парадокс в том, что цена на отечественный товар была выше, чем на заграничный. Пара мужской обуви санкт-петербургского производства стоила 6 руб. 20 коп., а штиблеты «лучших варшавских фабрик» можно было приобрести за 4 руб. 75 коп.
Дополняли образ солидного, уважающего себя и общество мужчины следующие детали: перчатки, «галстухи», запонки, часы и, конечно же, прическа, отсутствие щетины и качественный парфюм.
Побриться у Рязанцева
Большинство мужчин из-за экономии времени и средств брились дома, но на приобретение качественных бритв старались не скупиться. Цены на популярные бритвы с заменяемым первоклассным гарантированным лезвием для безопасного бритья стоили от 4 руб. При наличии изящного футляра с претензиями и запасных лезвий удовольствие вырастало до 7 руб. Кстати, царицынские парикмахерские оказывали такую услугу, как шлифовка бритв, так что можно было обойтись без запасок.
Если уж речь зашла о парикмахерских, то в Царицыне их было немало, и спросом пользовались не только дамские залы, но и мужские. Парикмахер Рязанцев, работавший в доме Попова, что на Астраханской улице, не только стриг и брил клиентов мужского пола, но и еще делал популярную в конце XIX — начале XX вв. завивку волос щипцами. Также он реставрировал парики и накладки, которые носили не только дамы. Полный комплекс услуг — от бритья до стрижки с укладкой, был не так уж и дешев — 1 руб., но у царицынского парикмахера не было проблем с наличием клиентуры.
Парфюм для настроения
В центре города находились и модные магазины, которые только по одному телефонному звонку клиента могли заказать за границей все, что угодно, вплоть до парфюмерии. Например, одеколон «Эксцельсиор», малый флакон которого стоил 65 коп., средний — 90, большой флакон — 1 руб. 50 коп.
Популярна была и знаменитая «Кельнская вода», которой не просто освежали лицо, но и добавляли в воду при купании, чтобы придать аромат, тонус и настроение.
Не подкачал и отечественный производитель парфюмерии. «Санкт-Петербургская химическая лаборатория», основанная еще в 1860 г., выпускала одеколоны в нескольких видах «О-де-колон двойной», «О-де-колон тройной» и «О-де-колон № 4 (экстракт)», являвшийся наиболее качественным. Из-за популярности одеколоны часто подделывали, и производитель просил господ покупателей обращать внимание на марку, где находилось изображение золотой медали, полученной одеколоном в Париже в 1900 г.
Наталья ЖУРБИНА.