Череда жутких аварий, потрясших Волгоград и Волгоградскую область только за последние дни, снова заставила задуматься об ужесточении наказания для водителей-экстремалов, лихачей и хамов.
Выпил, нарушил, сел, уехал
В середине лета в Госавтоинспекции Свердловской области придумали, как положить конец водительскому произволу: автолюбителей, повторно нарушающих ПДД, хотят лишать не только водительского удостоверения, но и самой машины.
Предложение уральских полицейских в качестве законопроекта уже внесено в местную думу. А в ОГИБДД УМВД России по Волгограду заявляют, что пока инициатива уральских гаишников — это просто смелая идея.
— Никакой юридической силы она не имеет, а значит, и предмет разговора пока видится очень туманно, — считают в отделе пропаганды местной Госавтоинспекции. — Сегодня гражданин, лишенный права управления, не лишен возможности управлять транспортным средством. Безусловно, что к повторно нарушающим ПДД водителям должны применяться самые строгие меры, и их необходимо четко прописывать в законе.
Если такое наказание будет принято на федеральном уровне, то коснется оно прежде всего водителей, регулярно создающих себе и другим проблемы на дороге. Обычно их не пугают штрафы: они либо их не платят вовсе, либо исправно погашают долги и также исправно грешат, садясь за руль.
В интервью «Российской газете» заместитель начальника ГУОБДД МВД России Павел Бугаев пояснил: сегодня за нарушение правил поведения на дороге транспортное средство просто задерживается, но не изымается.
— Уже на следующий день нарушитель может прийти с соседом, у которого есть права. Оснований не выдать машину у нас нет — это частная собственность. И этот лихач снова за рулем. Он представляет реальную опасность на дороге, но законодательство не позволяет применить реальные меры принуждения, которые есть в других странах. Изолировать его от общества нельзя. Максимум, что можно, — арестовать его на 15 суток. Но он выйдет и снова сядет за руль. Здесь напрашивается одна из мер — принудительное задержание транспорта, — соглашается с коллегами Павел Иванович.
Жить или владеть?
В автолюбительской среде возможная мера сразу вызвала столкновение полярных мнений.
— Водителя, который однажды сел за руль пьяным и пусть даже никого не сбил, нужно лишать прав и машины пожизненно, — считает волгоградский водитель Татьяна Романова. — Как это сделать? Ставить в официальных документах черную метку, чтобы в салонах или на авторынке при оформлении документа купли-продажи авто продавец знал, что отдает ключи в руки потенциальному преступнику.
— Наказывать таких водителей, конечно, нужно, — соглашается еще один владелец личного транспорта Владимир Уланов, — но вы же прекрасно понимаете, что подобное ужесточение правил сразу же станет дополнительной возможностью для заработка сотрудникам ГАИ. Для многих из нас автомобиль не роскошь и даже не средство передвижения, а еще и кормилец. Возможность изъятия машины для недобросовестных инспекторов станет еще одним поводом для шантажа и вымогания денег. К соблюдению безопасности это, сами понимаете, имеет мало отношения...
Также неоднозначны в своей оценке спорной инициативы и правозащитники. По словам официального представителя аппарата уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Юрия Корзеева, ситуация на волгоградских дорогах действительно плачевная, но подобная мера может противоречить конституционным нормам о частной собственности.
— Простым нормативным актом эту меру не узаконить, поэтому ясно, что у законопроекта долгий путь, — уверен Юрий Викторович. — Забрать у владельца автомобиль можно только в одном случае: при наличии соответствующего судебного акта.
Тем не менее, пока инициатива свердловских гаишников находится в зачаточном состоянии, на дорогах России продолжают гибнуть до 30 тыс. чел. в год. Только за первое полугодие в Волгоградской области трасса унесла жизни 167 человек. Основные виды нарушений — наезд на пешеходов, выезд на встречную полосу, езда в пьяном виде и без прав. И это, согласитесь, еще раз свидетельствует о том, что пришла пора задуматься о том, что право на собственность и право на жизнь — понятия несоизмеримые.
Елена ПАРХОМЕНКО.