Царский подарок Люкштедтам
Большинство экспонатов в музее-заповеднике «Старая Сарепта» предоставлены жителями Красноармейского района. При этом с каждой вещью связана необычная история или красивая легенда.
От дяди реставратора
— Наши дарители — люди разных возрастов и профессий, но всех их объединяет широкая душа и щедрое сердце. Они приносят семейные реликвии в музей, чтобы это стало общим достоянием, — говорит главный хранитель музея Юлия Красноглазова.
Один из таких людей — прямой потомок известной династии сарептских аптекарей Карл-Ойген Лангерфельд. Он живет в Германии, но о родине своих предков не забывает и постоянно присылает сюда подлинники или копии редчайших документов, фотографии, связанные с историей его родословной, а также других сарептян. Нередко от него приходят и предметы старины. В их числе — серебряный наперсток ручной работы, которым при шитье пользовалась мать Карла-Ойгена. А в одной из экспозиций в доме Гольдбаха представлены старинные блюдце и чашка из семьи Лангерфельдов.
Среди экспонатов особо ценным считается дорожный набор начала XIX в., принадлежавшей семье Люкштедт. На ручках серебряного ножа и вилки под янтарными накладками с обеих сторон изображены библейские сюжеты, вырезанные из кости. По легенде, этот набор подарен одному из старших представителей Люкштедтов самим Петром I. С тех пор семейная реликвия передавалась из поколения в поколение, а несколько лет назад обрела постоянную прописку в музее. По удивительному стечению обстоятельств один из потомков этой семьи Владимир Люкштедт работал в «Старой Сарепте» реставратором. Его дядя, который сейчас живет в Сочи, и подарил музею этот дорожный набор.
Венчальный набор над кроватью
В доме аптекаря представлены экспозиции жилых комнат с предметами интерьера гостиной и спальни той эпохи. Над кроватью в деревянном окладе под стеклом висит венчальный набор, принадлежавший супругам Эрне Шмаль и Владимиру Блюму. Он состоит из цветочного венца, украшавшего голову невесты, и бутоньерки жениха. Цветки, из которых состоят оба украшения, изготовлены из воска. Сарептяне вешали такой набор над кроватью молодоженов в первый же вечер после свадьбы. Он был чем-то вроде оберега супружеской жизни. Этот экспонат в дар музею преподнесла 10 лет назад жительница Красноармейского района Лилия Акашева.
В соседней гостиной комнате находится гарнитур семьи Ноль. В него входит мягкий диван, два кресла, резной буфет и трельяж. По воспоминаниям коренной жительницы Сарепты, ныне покойной Ганны Ноль, этот гарнитур был изготовлен по специальному заказу к свадьбе ее отца Конрада. Когда в 30-х гг. XX в. поволжских немцев депортировали в Казахстан, на сборы отпускалось всего несколько часов. Люди брали с собой только документы, одежду, продукты, остальное имущество приходилось бросать. И с любимым гарнитуром семья Ноль была вынуждена расстаться.
— В 50-х гг., когда выселенцам разрешили вернуться, Ноль приехали в Сарепту, — рассказывает Юлия Красноглазова. — Первым делом они пошли становиться на учет в местный орган НКВД. И каково же было их удивление, когда в доме начальника службы они увидели свой гарнитур. А к нам в музей его сдал житель Красноармейского района Филипп Боцман.
Пианино на хрустальных подставках
Рядом с гарнитуром — немецкое пианино конца XIX в. на хрустальных подставках. Оно принадлежало концертмейстеру детской школы искусств № 12 (ныне ДШИ № 6) Саре Шапиевской. В музее «Старая Сарепта» инструмент появился совсем недавно, его передала внучка пианистки. Оно в хорошем состоянии, правда, немного расстроено, но, если с инструментом поработает хороший специалист, оно вновь зазвучит как новое.
В фондах музея-заповедника хранится еще один музыкальный инструмент — скрипка начала XIX— конца XX вв. Ее владельцем был известный в 90-х гг. прошлого столетия сарептский музыкант Вильям Рутц, который часто выезжал с гастролями в Германию. Его родственники передали в «Старую Сарепту» и фамильные серебряные часы. Надо сказать, что серебро пользовалось наибольшей популярностью у сарептян среди прочих драгоценных металлов. Например, дамский ридикюль начала XX в., который в музей передала жительница Красноармейского района по фамилии Луковкина, тоже имеет серебряную отделку, а внутренние карманы и вставки выполнены из кожи.
Надо сказать, что фонды «Старой Сарепты» регулярно пополняются. И, как правило, каждый новый экспонат по-своему уникален.
Денис АНИЛИНСКИЙ