На сцене Волгоградского музыкального театра состоится юбилейный вечер дирижера Вадима Венедиктова
8 декабря в Волгоградском музыкальном театре состоится вечер, посвященный юбилею настоящего мастера — дирижера Волгоградского музыкального театра заслуженного деятеля искусств РСФСР Вадима Венедиктова. В программе праздничного мероприятия — оперетта «Фиалка Монмартра» Имре Кальмана.
Не случайно, что юбиляр в свой праздник выбрал именно это произведение. Во-первых, он является музыкальным руководителей этого спектакля, поставленного на сцене музыкального театра в 2008 г., а во-вторых, Венедиктов, как человек музыки, просто отдает должное этому бессмертному произведению.
— «Фиалка Монмартра» — выдающееся произведение, входящее в десятку самых популярных оперетт в мире, — говорит юбиляр. — Но я ее оцениваю не как оперетту, а по наличию фактуры, участию оперных голосов как оперу. Кстати, «Фиалка Монмартра» — родная сестра оперы «Богема» Пуччини: тот же самый сюжет, похожие персонажи. Только произведения заканчиваются по-разному. В «Фиалке», как в лучших опереточных традициях, счастливый финал. Может, именно поэтому она мне особенно нравится?
Действительно, кальмановская «Фиалка Монмартра» — жемчужина мирового опереточного репертуара. Музыка «Фиалки» отличается красотой лирических мелодий и шиком каскадных номеров. Чего стоит только один из них — знаменитый номер «Карамболина, Карамболетта!», ставший своеобразным брендом оперетты.
Но дирижер Венедиктов вошел в историю волгоградской культуры не только как знаток оперетты. Именно он в 1990 г. стал автором нового экспериментального проекта «Волгоградская оперная антреприза», с которой началось развитие оперного искусства в нашем городе. На сценах разных театров им были поставлены оперы «Мадам Баттерфляй» и «Тоска» Пуччини, «Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Паяцы» Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата» Верди и многие другие.
Посвящение себя музыкальной, а не какой-либо другой профессиональной деятельности у Вадима Венедиктова было не делом случая — кажется, это было предопределено. Формулировка «Все начинается с семьи» стала классической в случае с жизнью Вадима Венедиктова.
— Мы жили в Казани, но моего отца, как хорошего инженера и высококлассного специалиста, отправили на строительство одного из заводов в Волжский, — вспоминает мэтр. — Мама поехала с ним, а я остался с родственниками в Казани. Но к отцу с мамой приезжал часто и помню, как они были музыкальны. Они, кстати, даже познакомились в казанском Дворце культуры, где играли в самодеятельном оркестре. У отца к тому же был отменный природный драматический тенор, и, если бы не его увлечение точными науками, он мог бы сделать отличную певческую карьеру.
Погружение в музыкальную среду не могло пройти даром для молодого Вадима Венедиктова. Он окончил музыкальную школу, а после попытался уйти из музыкального мира — так, сначала поступил в авиационный институт, потом в другой, далекий от искусства вуз, но все равно вернулся к музыке: его сначала принимают в Казанское музыкальное училище, а затем в Казанскую государственную консерваторию.
Вадим Николаевич работал во многих городах и коллективах, а если перечислять, в каких странах и городах гастролировал, то список получится больше этой публикации. То же можно сказать и о музыкальных предпочтениях дирижера. Они более чем разноплановые — от девятой симфонии Бетховена до французской эстрады времен Джо Дассена. У Вадима Венедиктова одно время даже было такое увлечение — адаптировать эстрадную музыку для симфонического оркестра. Именно в этом симфо-джазовом стиле были подготовлены концертные программы «Танго и фокстрот», «Окно в Париж».
Наталья ЖУРБИНА.