В коллекции волгоградского автолюбителя собраны раритетные машины и военная техника
Ассортимент машин, выпускаемых современным автопромом, огромен, и удивить покупателей — задача не из легких. Зато раритетные модели, восстановленные по крупицам коллекционерами-любителями, притягивают взгляд любого. Роскошные автомобили, которые знакомы нам по старым фильмам, бывшие непременным атрибутом благополучной жизни высокопоставленных персон СССР и стран зарубежья, по-прежнему продолжают удивлять и поражать. О том, чем живут поклонники автостарины, «Городским вестям» рассказал коллекционер-реставратор Павел Аржанов.
Свидетели истории
Сияющий красный кабриолет BMW-326, итальянский артиллерийский тягач Fiat SPA, немецкая повозка и ретроавтобусы — оказаться в помещении, где хранят и возвращают к жизни свидетелей истории на колесах, покрутить баранку легендарной «Волги» с оленем на капоте, прикоснуться к обивке старого салона «Москвича», наверное, мечта не только мальчишек.
— Ретроавтомобили — своеобразная игрушка для взрослых, требующая много времени и сил, — говорит Павел Александрович. — Ведь в процессе восстановления приходится заниматься поиском информации, переводом технических документов с разных языков, да и само коллекционирование старинных автомобилей — увлечение дорогое.
Собранные экземпляры не пылятся в гаражах — за ними ухаживают, модернизируют и содержат в рабочем состоянии. Реставрация — процесс долгий и кропотливый и может занять до десяти лет. Детали и приборы иногда приходится заказывать за границей и ждать их доставки не один месяц.
— Наш город богат на автоэкзотику, и без ретромашин не обходится ни одно празднование Дня Победы, участвуем мы и в исторических реконструкциях, — говорит автореставратор. — И дети, и молодежь и люди старшего поколения постоянно толпятся у таких машин, потому что эта техника просто не может не вызвать интереса, — уверен Павел Аржанов.
Улыбающийся раритет
Как и в любой коллекции, у него есть уникальные экспонаты, которые заслуживают особого внимания и самого трепетного отношения. К таким относится еще не отреставрированный автобус «ЗиС-155», выпускавшийся с 1949 по 1957 г. 155-й явился «укороченной» моделью своего предшественника. Тем не менее народу в него набивалось ничуть не меньше, поэтому за машиной прочно закрепилось название «сарай». Внешне же этот автостаричок с большими фарами-глазами и решеткой посередине похож, скорее, на улыбчивый мультяшный персонаж. «ЗиС-155» долгое время оставался единственным городским автобусом в СССР. Как говорит Павел, таких моделей в России всего пять, один из автобусов хранится в музее Мосгортранса, два из них — в Волгограде.
— Изначально изготовление запчастей к таким машинам было моей каждодневной работой — именно благодаря ей у меня и появился первый ретроавтомобиль «Москвич-407», с которого и началась коллекция. Постепенно профессия превратилась в хобби, которое стало делом всей жизни, — говорит Аржанов.
На восстановление одной машины уходит в среднем от года до полутора лет.
Моторы Победы
Особое место в реставрационной работе коллекционера занимает техника времен Второй мировой. К таким пациентам с историей у реконструкторов особый подход. Вернуть их к жизни довольно тяжелый труд, ведь технику нужно не просто воссоздать — она должна быть на ходу. Глядя на некоторые из восстановленных автомобилей, трудно поверить в то, что когда-то они выглядели так же, как и их еще неотреставрированные собратья, стоящие рядом: покрытые ржавчиной, с огромными зияющими дырами и поврежденными корпусами.
В метре друг от друга стоят огромный артиллерийский тягач Fiat-SPA 1945 года, немецкая повозка — находясь рядом с ними, невольно испытываешь страх. Здесь же легендарный «ЗиС-6» и немецкая трофейная машина Adler Typ 10 1939 года, ставшая сенсацией Берлинского автосалона. Таких моделей было собрано около 5300 экземпляров, и большинство из них были на службе у Вермахта.
Путь длиной в десятилетия
Частные коллекции волгоградских автолюбителей постоянно пополняются. И мечтой коллекционера является создание музея, под крышей которого можно было бы собрать все раритетные авто, которые, как и любые другие предметы старины, являются живыми свидетелями истории. В отличие от современных они не похожи друг на друга. Ретромашины — это автомобили, в создание которых вкладывали душу, считает волгоградский реставратор. Конечно, раритетный автомобиль не порадует своего владельца системой климат-контроля или навороченной аудиосистемой. Зато такая машина, грациозно движущаяся по дорогам, преодолевшая путь длиною в десятилетия, — это по-настоящему красиво, солидно и роскошно.
Ольга БОНДАРЕВА.