В Волгограде теперь есть хрестоматия по истории в скульптуре
Работы народного художника России, известного мастера монументально-декоративного искусства, скульптора, живописца, графика Петра Чаплыгина с 70-х годов прошлого века украшают наш город. Персональные выставки он проводит каждые 5 лет. Сейчас в экспозиции областного краеведческого музея итог очередного этапа его творчества: 15 скульптурных портретов российских императоров. Коллекция посвящена 400-летию династии Романовых и не имеет аналогов в мире. От эскиза до обжига в печи работы сделаны руками автора.
На урок в музей
— Петр Иванович, как родилась идея изваять всех царей, правивших Россией четыре столетия? Вы же не монархист?
— Я из рабоче-крестьянского сословия. Но не в этом суть. Поколение моих сверстников воспитывали в духе ненависти к самодержавию и к личностям императоров, внушали, что уничтожение всего рода — на благо государства. Позже я понял, что царские особы оставили добрый след в истории России, они объединили страну, присоединили земли. А самое главное, с чего зарождалась выставка — это слова Пушкина: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу, своих царей великих поминают…за их труды, за славу, за добро…»…Лучше никто не скажет.
— Искусствоведы утверждают, что коллекция стала ярким культурным событием не только в Волгограде. Неужели ей действительно нет аналогов в мире?
— Да, это так. Мне всегда не давало покоя чувство обиды за Волгоград. Война уничтожила многое, в том числе картинную галерею. Возможно эти работы придадут культурному имиджу современного города особый статус. Несколько лет назад, будучи директором музейно-выставочного Центра Волгограда, я организовал в городе выставку из исторического музея Москвы. Были там и единичные скульптуры российских императоров. Невыразительные, одноцветные. И по сей день, насколько мне известно, полная коллекция портретов всех представителей дома Романовых не отображена ни в живописи, ни в скульптуре. Мне интересны личности царей как исторических персонажей. Эту выставку можно назвать хрестоматийной.
— Что помогало работать?
— Я прочитал много исторической литературы, даже анекдоты на эту тему. Сложно было найти разные портреты. Для скульптуры нужно как минимум три ракурса: анфас, профиль и оборот в три четверти. Я обязательно подмечал аксессуары, особенности в одежде, наличие наград. Например, царицы на портретах редко запечатлены в массивных коронах, их надевали на торжества, а повседневно они носили небольшие диадемы. Некоторые скульптуры имеют несколько вариантов. 15 работ посвящены 11-ти личностям. У них разная высота, размеры, цветовое решение, пластический материал. Это результаты стилистического поиска. Павел I, на мой взгляд, самый выразительный получился. Петра I почти везде украшает орнамент. Елизавета Петровна есть в роскошном платье, с короной и без нее, в разном возрасте. Всего работ больше 30, на их изготовление ушло 12 лет.
Забвению не подлежит
— Вы принципиально выставляетесь каждые пять лет?
— С 1985 года. Мой принцип — делать серии скульптур, посвященных какой-то теме. Поэтому работаю сразу над десятком произведений. Так интереснее. Есть публицистические серии, связанные с коллективизацией, Великой Отечественной войной. Например, выставка «Забвению не подлежит» проводилась под эгидой советского комитета защиты мира в Москве, Волгограде, Звездном городке и многих других местах. Мой горельеф вмурован в стену Шпандау — цитадели, где отбывали свой срок осужденные на Нюрнбергском процессе нацистские преступники. Я изобразил в скульптуре философию фашизма с газовыми камерами и неизбежностью возмездия за преступления. В завершающем серию рельефе нацисты нашли свой бесславный конец на берегах Волги.
Счастье — жить творчеством
— Петр Иванович, как Вы пришли к творчеству?
— Я родился в станице Марьинской на Ставрополье, мать работала в колхозе, а отец — плотник, казак. Он пропал без вести на войне, мать умерла в 1949г. Я воспитывался в детдоме. В трех побывал. Там и начал рисовать. Мы с мальчишками не раз убегали, а в последний раз, когда нас вернула милиция, подарили краски, альбом, и я увлекся, сидел, рисовал и бежать больше не хотелось. Срисовывал с книг, газет сам без всякого учителя. Потом было ремесленное училище, а чтобы поступить в художественный институт, учился еще и в вечерней школе. Первой моей работой было написание афиши для парка культуры. В армии в Подольске служил с этюдником и два раза в неделю ездил в Москву на занятия в изостудию. После этого поступил в Строгановку.
— А в Волгоград как попали и с чего начали?
— По распределению после окончания художественного училища в 1968 г. Сразу же получил масштабный заказ на оформление фойе ДК алюминиевого завода. Эта роспись на керамической плитке общей площадью 200 кв. м посвящена истории Царицына—Волгограда—Сталинграда . В 70-е годы я оформлял многие интерьеры в Волгограде, Волжском, Камышине. Это панно «Сбор урожая» в магазине «Русские вина», рельефы и декоративная скульптура в ресторане «Волгоград», подземный переход на ул. Мира, фонтан перед городским Детским центром.
— Какой период в своей жизни можете назвать самым счастливым?
— Пожалуй, когда я в Строгановке работал в обеденный перерыв вместе со своим учителем Василием Алексеевичем Ватагиным.
— Для вас творчество в целом — счастье?
— Если тебя затащила судьба на этот путь, то назад дороги нет … Счастье — жить творчеством, иметь к этому азарт.
— А вы бы посоветовали молодежи идти в скульпторы? Вот и дочь Виктория пошла по вашей стезе…
— Скульптором быть тяжело, в Строгановке сейчас недобор. Время настало другое. При социализме специально готовили скульпторов-монументалистов, они были востребованы. Но, с другой стороны, если есть призвание, нужно ему следовать. Наше творчество — это каждодневный труд. Приходится и сваркой заниматься, и обжигом. Я соорудил в мастерской печи, чтобы самому доводить работы до окончательного варианта.
Вику я готовил сам. Она окончила архитектурный факультет Волгоградского института инженеров городского хозяйства, сейчас мы вместе преподаем на кафедре декоративно-прикладного искусства Волгоградского института культуры.
— Планы на будущее есть?
— Года через два буду готовить новую выставку. Сейчас обдумываю тему. Может, мелкую пластику. Думаю, скульпторы и скульптуры нужны Волгограду. Наш город мог бы стать еще красивее в развитии новых тем, кроме патриотических. Можно ставить садово-парковые скульптуры, украшать фасады домов рельефами. Было бы хорошо отреставрировать побольше фонтанов вместе со скульптурами.
Ольга Заплавнова