Волгоградский слесарь Александр Бабанов расписал стены собственного подъезда
В подъезд дома № 135 на пр-кте Ленина жильцы и гости заходят, как в музей. Вместо привычных обшарпанных стен и заплеванных углов — горные пейзажи, степные дали, тихие деревенские улочки... Это вам даже не цветы на окнах — это настоящее искусство, хвалятся обитатели квартир расписного подъезда. А потом подробно объясняют, где достать нужные краски и кисти: так индивидуальное творчество скромного волгоградского заводчанина переросло в коллективное творчество.
Вперед, к стенке
Сколько себя помнит, Александр Бабанов всегда хотел рисовать. И может быть вышел бы из него волгоградский Никас Сафронов, если бы не прихоть молодости: будучи на четвертом курсе московского института искусств, он вдруг вернулся в родной Волгоград. Сейчас признается: в какой-то момент творческие поиски своего стиля переросли в разочарование, и он принял решение — изменить свою жизнь. Изменил, пойдя учеником слесаря на завод «Баррикады». Где там творчество, спросите вы? А вот, поди ж ты, прикипел и уже четыре десятка лет продолжает трудиться на производстве.
Но тяга к живописи, как оказалось, никуда не делась. Задремавшая до поры до времени, она вырвалась и поглотила все жилищное пространство небольшой квартиры семьи Бабановых. Вскоре все комнаты были завешаны картинами, которые без устали создавал художник от станка. А желание писать все требовало размаха и большего простора. И тогда Александр решил выйти в массы.
Лес за дверью
— Вы знаете, всю жизнь заходил в свой подъезд, и настроение портилось: годами нет ремонта, тусклые краски, мрачные тона, эти нелепые, жалкие подростковые граффити... И решил я — была не была! — может — оштрафуют, а может — отблагодарят, — смеется Бабанов.
В один из выходных он купил на рынке весь инструментарий и приступил к делу. Сначала тщательно замазал стены, слегка выровняв их, а потом начал творить. Соседи ходили, оглядываясь, боком по стенкам и недоумевали. Как это водится в умах простых российских граждан, инициативу сначала не поняли. Зато когда на одной из стен вскоре забагровел осенний лес, а потом заневестились белым снегом ели — обалдели от изумления.
А однажды вечером в квартиру Бабановых протиснулся сосед, протянул кисти. Так с одобрения всех жильцов на стенах когда-то обычного замусоренного подъезда появилась картинная галерея. А потом и те самые цветы на окнах и чистые лестницы. В музее же, говорят, сорить не принято...
Из подъезда — в мир
За две недели Александр Бабанов расписал всего лишь несколько этажей в подъезде. Сейчас работы временно приостановились в связи с производственной необходимостью, объясняет художник. Во-первых, нужно подлатать сами стены, во-вторых, произвести реставрацию уже существующих картин из раннего — тех самых первых, пробных наскальных набросков. Соседи готовы выйти на общедомовой субботник, только бы поскорее привести их собственную картинную галерею в порядок.
Силу и воздействие своего таланта, шутит наш собеседник, он уже испытал на посетителях. Однажды, вспоминает, на вызов прибыли врачи неотложки. Поднимаясь по лестнице к пациенту, медики на некоторое время застыли в изумлении, разглядывая картины. Да едва не протопали лишний этаж, позабыв про ожидающего пациента — так увлекла их сила искусства.
Но Александр Бабанов решил шагнуть еще дальше. Рамки подъездного искусства ему стали тесны, и он решил рассказать о себе всему миру с помощью Интернета. Осваивать Всемирную паутину деду помогли внуки, которые показали ему специализированные сайты, где выставляются такие же вот непризнанные, а быть может, просто пока незамеченные гении. И добился-таки своего: творчество Александра Бабанова оценили в далекой Франции, откуда пошли первые заказы на картины. На очереди — ценители вечного искусства из Арабских Эмиратов и государств Южной Америки. Неизвестно, правда, есть ли в этих странах неохваченные подъезды...
Елена ПРОХОРОВА.