В выборах директора, возможно, будут участвовать также ученики и их родители
Согласно Государственной программе развития образования, которую уже утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев, директора школ будут назначаться на конкурсной основе.
В отдельных регионах нововведение заработает уже с начала 2013 г. Директоров школ, лицеев и гимназий будут выбирать из нескольких кандидатов, и каждый из них должен выступить с предвыборной программой.
Предполагается, что участвовать в выборах будут также ученики и родители. В отдельных случаях для принятия решения планируется создавать специальные комиссии из представителей Минобрнауки, преподавателей, экспертов, родителей и независимых наблюдателей.
Нынешняя процедура, когда руководителей школ выбирает учредитель, рассмотрев резюме и оценив опыт работы, министерству представляется неправильной. И с этим, кстати, согласны многие специалисты в Волгограде. Правда, сами директора, комментируя нововведение, упорно не соглашались называть свои имена. Но уверяли: не от того, что боятся выборов. По их мнению, в школах в связи с множеством нововведений прибавилось столько забот, что полноценно провести еще и выборы может не получиться.
— Если кто помнит, это уже было в 90-е гг., и ничего, кроме сумятицы, не внесло. А если учесть, что на этот раз чуть ли не главными действующими лицами в выборах предполагается сделать детей и родителей, то можно представить, к чему это приведет, — считает директор одной из волгоградских гимназий. — Мы на собрания-то их собираем с трудом — все заняты. Как бы не получились такие выборы для галочки, — сетует он. — И по большому счету родители и дети голосуют уже тогда, когда приходят к нам впервые. Очереди при зачислении ребят в первый класс во многие инновационные учреждения Волгограда — это ли не яркая характеристика того, как работает школа и ее директор? — убежден руководитель гимназии.
Согласен с таким мнением и учитель математики школы № 78 народный учитель России Юрий Лепехин. Он уверен, что директоров школ, известных в городе, выборы вряд ли напугают. Зато конкурсный отбор освободит школы от тех руководителей, которые занимают директорские должности явно не по праву.
— Но, — уверяет Юрий Васильевич, — прежде чем заняться этими выборами, необходимо освободить директоров и их заместителей от бесконечной отчетности по любому поводу. Школы погрязли в бумагах, которые есть ни что иное, как бездушная видимость дела, — сокрушается Юрий Лепехин. — Слышал, министр образования РФ г-н Ливанов обещал сократить это бумаготворчество в 2—3 раза, а надо в 30—40 раз! И если этого не произойдет, то даже самые замечательные директора, которых мы выберем, сбегут, потому что не захотят быть задушенными бумажным потоком.
Но только выборами директоров нововведения в образовании, судя по всему, не ограничатся. В последние месяцы главой Минобрнауки были озвучены и другие идеи: об упразднении лицеев и гимназий, а также о слиянии вузов.
— Сами по себе они, в общем, понятны и даже логичны, — делится своим мнением о новшествах министерства профессор ВолГУ доктор философских наук Александр Стризое. — Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что все школы должны быть высокого уровня независимо от названия. Или с тем, что выбирать директора — это плохо. Но я не вижу в этом потоке идей главного — проработанного механизма их реализации. Отсюда и неоднозначная на них реакция не только обывателей, но и специалистов. Если бы с упразднением школ повышенного уровня резко выросли вложения в обычную школу, тогда понятно, — рассуждает Александр Стризое. — А так, механически подравняв все школы, как бы не получить еще большее падение уровня образования. То же самое со слиянием вузов, которое уже произошло, например, в Ростове-на-Дону, — продолжает он. — По оценкам специалистов, от этой операции больше проиграли, чем выиграли. Да, крупному вузу легче выжить, легче заниматься наукой, но это не должно быть просто слиянием, — считает ученый.
И еще одна идея ждет своего претворения в школьных стенах. В уходящем учебном году в нескольких школах страны шел эксперимент по внедрению электронных учебников. По его результатам чиновники вот-вот должны решить, можно ли расширять их применение.
Волгоград в этом эксперименте не участвовал. А вот электронные дневники, которые разместили на своих сайтах практически все школы города, уже оценены родителями по достоинству. По специальному коду заходишь на страничку собственного чада, и ты в курсе всех его учебных успехов и неудач. Но это дневники. А вот с учебниками все, пожалуй, значительно сложнее.
— Кто просчитывал, как они повлияют на зрение, психику ребенка? Не думаю, что это полезно, — говорит директор гимназии № 14 Елена Беликова. — Электронные версии всех учебников есть в Интернете. Если ребенку, углубленно изучающему какую-то тему, захочется познакомиться с интерпретацией материала у разных авторов, он сам найдет все это во Всемирной сети.
К тому же практически все учителя сошлись во мнении, что вопрос не в том, создавать или нет электронные учебники, а в качестве учебников как таковых. Если с созданием их электронных собратьев увеличится количество бессистемных, а порой и бездарных, сляпанных на скорую руку, то не стоит за это и браться. Зачем залезать в кошелек к родителям еще и с этим?
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.