В этом убежден единственный в регионе мастер колокольного звона с высшим образованием Федор Кузнецов
Два десятка лет в будни и праздники поднимается Федор Вадимович на звонницу Свято-Никольского кафедрального собора в Камышине и выводит трели необыкновенные. А начиналось все в далеком 91-м, когда при Саратовской консерватории на факультете народного пения и фольклора, где учился наш герой, открылась школа звонарей. Кузнецов переквалифицировался одним из первых, став дипломированным мастером колокольного звона. Таких мастеров и сейчас, спустя 20 с лишком лет, в России по пальцам пересчитать — не более 15—20.
Малиновый звон — не ягода
— Колокол сам по себе необычен, — убежден мастер, — с ним взаимоотношения складываются особые, как с живым существом. Перед тем как начать звонить, я душой настраиваюсь.
Видов колокольного звона насчитывается несколько: будничный, праздничный, красный, пасхальный, погребальный, встречный. И каждый зависит от того, какие задействованы колокола. Кстати, знаменитый малиновый звон происходит вовсе не от названия ягоды, а от бельгийского города Мехелен.
— Я сам казак, родом из Алексеевского района, а потому мне ближе колоритный звон, именно по-казачьи. Южный казачий звон своей необычностью, самобытностью, темпераментностью походит на характер казака, — продолжает Федор Вадимович.
Настоящий виртуоз, говорит он, может сыграть даже на трех колоколах. На звоннице Свято-Никольского храма их двенадцать. И каждый — историческая ценность.
Самый памятный свой звон Кузнецов запомнил на всю жизнь — удалось звонить на знаменитой малой колокольне Ростова Великого Ярославской области. Здесь снимали всенародно любимую комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Из 80 тыс. колоколен, которые существовали в России до революции, в нетронутом виде уцелели только две: колокольня вологодского Софийского собора и звонница Ростова Великого. Звучание там, говорит мастер, отменное.
Господин великий Колокол
Колокол — живое духовное существо. А звонарь — всегда импровизатор. Если вложить в подвеску или язычок колокола небольшое усилие, где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывается лучшим звуком, как бы чувствуя заботу о себе. Если вы ударите кулаком по внешней части колокола, то он промолчит, а если ласково ладошкой хлопнете, обязательно отзовется вам своими обертонами. В чем же заключается такая не постигнутая еще людьми сила колокольного звучания?
— Возможно, в том, что в медь — главный металл при изготовлении колокола — добавляют золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Например, серебро используется для открытого и звонкого звука; для закрытого — сталь; для резкого — золото; платину используют для нежного звучания. Чугун придает звону тишину и спокойствие, а бронза — волнистую глухоту в виде крупных, рельефных волн, — объясняет мастер. — Существует классификация колоколов: 600—700 пудов — полиелейные колокола, по ним звонили в праздники апостолов и святых. От 700 до 1000 пудов — воскресные колокола, а в более тяжелые звонили только по двунадесятым праздникам и Царским дням. Кстати, всем известный Царь-колокол весит 202 тонны.
Скуфьи с «ушами»
Говорят, что звонари со временем глохнут. Это действительно может случиться, если нарушать писаные и неписаные правила. Благодаря научным исследованиям мы теперь знаем, что нижняя часть колокола — так называемая юбка, должна находиться ниже уха звонаря. Именно так в старину и оборудовали колокольни. Есть и другие меры предосторожности. В монастырях шьют специальные головные уборы — скуфьи с «ушами». Но можно использовать и обычные беруши. А еще колокол своим звоном лечит.
— В Ростове Великом ученые проводили эксперимент, как звук колокола влияет на окружающую среду, — рассказывает Кузнецов. — Результаты невероятные! Оказалось, что там, где раздается колокольный звон, воздух становится полностью стерильным. Можно даже операции проводить на открытом воздухе. А еще ученые выяснили, что звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Живший в начале ХХ века музыкант Константин Сараджев утверждал, что колокола — музыка будущего, так как в них воспроизводится музыкальная гармония самого мироздания. Обладая уникальным музыкальным слухом, Сараджев различал в европейской музыке 12 тонов, в индийской — 22, а в музыке колоколов — 1071 тон! А популярный советский композитор Георгий Свиридов, в отличие от многих композиторов СССР, сохранил древнерусские традиции музыкальной культуры и относился с большим уважением к колокольным звонам. Он писал: «Музыка созерцания, пребывания в истине — это православие, это песня, и, в конечном счете — колокольный звон».
Звонарь из Волгоградской епархии является действительным членом Ассоциации колокольного искусства, регулярно принимает участие в различных фестивалях хоровой и колокольной музыки. А с недавнего времени — вместе с семейством. Так, на фестивале «Преображение», проходившем в Ярославле, Федор Вадимович исполнял южные казачьи звоны: праздничный звон, трезвон, звон при встрече архиерея и др. с особым местным колоритом, а соло на старинной колокольне звонили его жена Ольга Петровна и сыновья Михаил и Тимофей. Их Федор Вадимович выучил звонить сам. Вместе с супругой Ольгой они создали при здешнем колледже искусств отделение народной песни, где работают педагогами. Из студентов собрали фольклорный ансамбль казачьей песни «Раздолье», который неизменно побеждает на конкурсах и фестивалях.
В любую погоду, в палящий зной и стужу поднимается мастер Федор Кузнецов на колокольню Свято-Никольского кафедрального собора. Плывет-летит над Камышином мелодичный благовест и лечит души людские.
Инга ИВАНОВА.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Культура колокольных звонов существует только в России — это уникальное для Европы явление. Издревле на Руси колокольный звон сопровождал человека от рождения до самой смерти. Под него крестили, венчали, отпевали.