Текст: Ольга БОНДАРЕВА. Фото из архива ансамбля "Покров".
На днях были подведены итоги конкурса «Царицынская муза-2014». Среди лауреатов — потомственная казачка руководитель народного фольклорно-этнографического ансамбля «Покров» Виктория Путиловская. Столь высокая награда стала признанием заслуг и своеобразным подарком к 20-летию профессиональной творческой деятельности, говорит Виктория Валерьевна. Ведь главное дело жизни для нее — передача вековых казачьих традиций и идеалов молодому поколению с помощью самобытной песенной культуры.
По благословению Германа
— Волгоградцы вас знают прежде всего как руководителя ансамбля «Покров». Идея организовать его как пришла?
— В школе № 6, где я начинала работать, у меня был ансамбль «Скоморошина». Шло время, мои ребята из «Скоморошины» выросли, оканчивают школу и спрашивают: «Куда же мы дальше пойдем?» И тут меня берут в педуниверситет работать. Быстро организовала студенческий ансамбль, костяк которого составили «скоморошинки». Только название такое духовные отцы не признают. Скоморохи ведь высмеивали церковь. И батюшка посоветовал нам его поменять.
После концерта, 14 октября, на Покров мы с ансамблем пришли в храм. Навстречу нам вышел владыка Герман: «Это что же за казаки такие? Как называетесь?» А у нас названия не было. Я смотрю и говорю: «Владыка, благословите, пожалуйста, на название «Покров». Он спрашивает: «А песни какие будете петь? Не бесовские?» «Не бесовские, — я говорю, — хорошие, добрые». С тех пор 14 октября мы празднуем именины. В этом году нам будет 15 лет.
— Казачья песня — это не просто произведение, а связь времен и поколений. Для современной казачки чем служат песни?
— Это молитва. В каждой песне есть своеобразный кодекс. Это как на кухне — если дать хозяйкам одинаковый набор продуктов и попросить приготовить одно и то же блюдо, у каждой получится свой вкус. У одной будет вкусно, у другой очень вкусно, а у кого-то невозможно есть. Так и с казачьей песней. Она настолько живая и чувствительная, что открывается далеко не каждому. Поэтому иногда они вызывают даже отчуждение — «ой, ну казаки». Потому что кто-то возводит это в ранг безудержного веселья, на грани фола и скоморошества. В песне же многострадальная, вековая культура со своей болью и историей. И относиться к песне нужно как к молитве. Чтобы она не отомстила, звучать она должна достойно.
Бабам — бабье, мужчинам — мужское
— В песенной традиции донских казаков какие черты прослеживаются?
— Казачья культура — априори мужская. Все песни из серии «Когда мы были на войне», «Не для меня...» мужские. В казачьей традиции господствует табуированность, запрет. Бабам — бабье, мужчинам — мужское. Сейчас под влиянием масскультуры все это нивелировалось, и бабы поют «Любо, братцы, любо». Раньше женщины пели тоненькими голосами. Потом, когда казаков поубивали, чтобы песни не умерли, бабы опустили голоса и стали заменять в песнях мужчин. Сейчас уже среди казачек такого не услышишь. «Покров» эту традицию продолжает, у нас есть девочки с тонкими голосами, которые поют эти песни.
— Что же тогда женщины пели?
— Бабьи люлейки, песни были специальные, колыбельные, календарные. Конечно, за столом все объединялись, но все равно женщины пели своим высоким голосом, а мужчины держали и вели. Поэтому нелепо, когда женщины сегодня все берут в свои руки, особенно в присутствии казаков, мужчин. И мужчина отходит на задний план. У нас в ансамбле мужчин немного, но они впереди и на лихом коне.
Себя в холе держать, гостей уважать
— У казака все уникально — свои песни, язык, традиции и даже жены. В чем изюминка настоящей жены-казачки?
— У нас есть образ Богородицы, на который мы и должны равняться. Образ кротости, верности, послушания, материнства и заботы. Женщина должна быть хозяйкой, доброй, всепрощающей, сильной. Готовой всегда остаться одной и блюсти честь Дона, мужа, семьи, рода своего и рода мужа. Конечно, у всех своя правда, но существуют незыблемые каноны и общепринятые человеческие ценности в отношении женщины. Поэтому в первую очередь казачка — это добрая, хлебосольная, нерасточительная, но в то же время гостеприимная хозяйка, у которой муж и дети всегда чистые, сытые, холеные и образованные.
Да и сама она должна быть неглупой — себя держать в холе, обладать чувством юмора, шутить. Вести хозяйство, встречать гостей и соблюдать домашний уют! И самое главное, она должна знать традиции и уметь печь пирожки. Потому что растет поколение бабушек, которые не будут уметь печь пирожки, делать блинчики, штопать носки, баюкать малыша колыбельной, а не включая ему телефон с легкой эротической музычкой на ночь.
— В семье казачьей кто главный?
— Женщина. Но она должна быть мудрой и умной, чтобы никогда этого не показать. На ней держалось все хозяйство, дети. Показалась вдалеке пика с красным флажком — казак собрался и ускакал, и неизвестно, прискачет он назад или нет. Почет и уважение к женщине было первостепенное. Но из-за того что казаки — воины Христовы — погибали, к ним относились очень трепетно, холили и всегда давали понять, что батя есть батя.
Сохранить и приумножить
— В ансамбле вы тоже соблюдаете вековую культуру?
— У меня в ансамбле нет девушек с челками. Потому что с челками только гулящие девки ходили. Своих девчонок из ансамбля замуж выдаю, соблюдая все обряды и традиции. Мы всегда девушку к венцу собираем, отпеваем, приходим на праздничный пир и поем гостям. Казачья свадьба — во главе угла, ведь два главных обряда — проводы на службу и свадьба.
— Фольклорные экспедиции в прошлом или нет? Что находите в наших хуторах?
— Каждый год мы отправляемся с «Покровом» в экспедиции. Бабушек уже почти не осталось. Но мы ездим еще и подпитаться диалектом, манерой поведения, общения. Чтобы казачий дух поймать, посмотреть казачий быт, уклад. Без этого нельзя. Чтобы все наши песни и спектакли обязательно были живыми. На мой взгляд, сегодня надо соблюдать самое главное — сохранять наше русское казачье и оберегать от влияния современного глобализационного потока, который на нас прет.