В дореволюционном Царицыне можно было купить все виды чая — от черного до зеленого и цветочного
С приходом холодной осени нет ничего лучше, чем выпить горячего вкусного чая. И не думайте, что только сейчас, во время товарного бума, у потребителя глаза разбегаются: какому сорту чая отдать предпочтение? В дореволюционном Царицыне покупателям также предлагали такое количество видов этого напитка, что впору было приступать к составлению чайной энциклопедии.
Колониальный товар
В каждом уважающем себя российском дореволюционном магазине бакалейных, гастрономических и колониальных товаров наряду с сырами «русскими и заграничными», «конфектами разных фабрик» продавали кофе и чай. В том, что чай относился к колониальным товарам, нет ничего удивительного: исходный материал поставлялся из-за рубежа. Одной из крупнейших дореволюционных российских фирм, занимавшейся оптовой торговлей чая, было «Торгово-промышленное товарищество «А. Кузнецов и К°».
Фирма существовала с 1840 г., ее годовой оборот в 10-х гг. XX в. составлял около 52 млн руб., и свое международное положение подчеркивал торговый знак фирмы в виде двух перекрещенных якорей. Масштаб работы товарищества впечатляет даже сейчас, когда, кажется, уже никого не удивить космополитизмом и амбициями.
Представьте начало XX века. Самолетов еще нет, сотовой связи тоже, об Интернете и мечтать не могли, а между тем филиалы фирмы «А. Кузнецов и К°», как хорошо отлаженный механизм, работали по всему миру, в том числе и на главнейших чайных рынках того времени: в китайских городах Ханькоу и Шанхай, цейлонском городе Коломбо, в индийской Калькутте и богатом и респектабельном Лондоне. Свой планетарный подход к работе торговое товарищество объясняло тем, что только так оно может получить «во всякое время и без посредников продукт, вполне отвечающий запросам рынка и вкусам потребителя. Чаи приобретаются вследствие этого со строжайшим разбором: только лучших сортов, с самых известных плантаций».
Гигиена прежде всего
После приобретения чайный товар поступал на специальные предприятия товарищества «А. Кузнецова и К°», которые находились в нескольких городах российской империи: в Москве, Одессе, Челябинске, Самарканде и Иркутске. Здесь, в общей сложности, две тысячи человек работали над сортировкой, развеской и упаковкой чая.
Если думаете, что все это происходило в каких-то темных амбарах, при свечах и под писк мышей, то глубоко заблуждаетесь: «А. Кузнецов и К°» тем и славилось, что поставило свое предприятие на западную ногу. «Обширные здания развесных Т-ва устроены с соблюдением всех требований гигиены: в них очень просторно, много света, воздуха, с технической стороны развесные Т-ва оборудованы согласно последним указаниям науки: освещение, вентиляция, механическое движение — все производится электричеством; введены электроавтоматические весы. Общее благоустройство и тщательный надзор вполне обеспечивают чистоту и опрятность развески». Согласитесь, данное описание, составленное в начале XX в. одним из специалистов чайного дела, сделало бы честь и современному предприятию.
От фунта до золотника
Но все эти разгрузки, сортировки и развески интересны специалистам, а нам, обычным любителям чая, интересно другое: так какой же товар, в конечном счете, продавали «чайные короли»? Ассортимент был не так уж и мал.
Любители чая дореволюционной поры могли купить черный, первосборный, известный своим крепким настоем и терпким вкусом, цейлонский и индийский чай с очень сильным ароматом, а также зеленые и цветочные чаи.
Чай продавался как в бумажных пачках весом от одного фунта до ¾ золотника. Для информации: золотник — это старинная русская мера, равная 1/96 фунта или 4,26 гр. Если чай покупали для презента, то можно было выбрать подарочный вариант, потому как его фасовали в стеклянные чайницы, а также в жестяные, алюминиевые и даже из…. папье-маше.
Популярностью пользовались и прессованные чаи, и «А. Кузнецов и К°», улавливая тенденции рынка, стали продавать кирпичный и плиточный чаи, которые производились исключительно фабрикой «Синтай» в Ханькоу.
«Господ потребителей просят жаловаться»
Спросите: какова же была цена на кузнецовский чудо-чай? Для сравнения: черный хлеб в те времена стоил пару десятков копеек. В розничной торговле цена за фунт чая от «А. Кузнецова и К°» колебалась, в зависимости от сорта и уровня магазина, от 1,20 коп. до 4 руб., а за качество можно было быть спокойным — они им дорожили, как все купцы и торговый люд дореволюционного времени.
Товарищество было открыто для обратной связи с покупателями и просило их: «Правление Т-ва было бы крайне признательно за всякое основательное сообщение со стороны г.г. потребителей о замеченных недостатках и желательных улучшениях продукта, что могло бы дать повод своевременно принять нужные меры».
Замечания по качеству товара принимались в виде телеграмм и писем, адрес которых был прост: «Москва, Товариществу «Губкин-Кузнецову и К°», а можно было прийти в их многочисленные конторы, разбросанные по всему мира — от Шанхая до Барнаула и Иркутска. Одна из них успешно работала и в Царицыне.
Альтернатива — ароматный напиток
Помимо кузнецовского чая в дореволюционной России пили первосборные чаи И. М. Медведева собственной развески. Владелец фирмы гордился, что его товар был отмечен Золотой медалью на Ростовской выставке в 1912 г. Основной склад фирмы И. М. Медведева находился на Нижегородской ярмарке, но чтобы увеличить клиентуру, на вполне сносных условиях выполняла и иногородние заказы — товар поставлялся при предварительной 50% оплате.
Популярен был и цветочный чай с необычным названием «Сарпеха». Его поставщик — саратовская фирма К. Булкина. Цена товара — два рубля за фунт, что совсем не дешево, но продавец уверял, что его чай того стоит.
«Чай «Сарпеха» награжден на выставках в Париже, Мадриде и Лондоне орденами и золотыми медалями, — уверял потенциальных потребителей господин Булкин. — «Сарпеха» сделал настоящий переворот в чайном отделе выставки, поражая своим вкусом и ароматом, почему Лондонским комитетом была назначена строгая экспертиза и химический анализ, которому подвергся чай «Сарпеха» с другими фирмами чаев, указав в пользу чая «Сарпеха». Он имеет натуральный аромат и приятный вкус; кроме того, в нем отсутствуют вредные вещества, способные причинить страданье желудку и нервной системе человека. Этот чай невольно подкупает вас своим вкусом и нежным ароматом».
В завершении статьи, господин Булкин, сакраментально сокрушаясь, объясняет непонятливому покупателю: «Не все ли равно расходовать деньги на чай, так лучше покупать выдающийся сорт чая, как «Сарпеха».
Но не всем был по карману двухрублевый чай, и в этом случае прибегали к альтернативе — чайному напитку. На московской фабрике С. Г. Маслобойникова занимались производством ароматного напитка, который нужно было просто заваривать как чай и пить горячим.
Наталья ЖУРБИНА.