Время точит и металл
Читатели «Городских вестей» все чаще жалуются на не работающие в их подъездах лифты, а специалисты прогнозируют: если не изменить отношения к этой проблеме сегодня, то в 2014 г. количество лифтов, выработавших свой ресурс, превысит 2 тыс. единиц. О том, как не допустить этого, состоялся разговор с руководителем городского департамента ЖКХ и ТЭК Владимиром АГАБЕКОВЫМ.
Вынужденные меры
— Владимир Степанович, департамент вы возглавили недавно, но с ситуацией знакомы, поскольку работали в Ростехнадзоре. Что привело лифтовое хозяйство Волгограда в нынешнее состояние?
— Если коротко, то бездействие органов местного самоуправления, а позже и собственников общедомового имущества. Ведь в обычной 9-этажке, где живут около 300 человек, каждый лифт пробегает свой путь как минимум 600 раз в сутки.
Заводы-изготовители устанавливают срок эксплуатации: в Европе он составляет 15 лет, у нас — 25. Такой разброс не потому, что наша техника лучше. Просто дело в деньгах — при нашей бедности на всем старались сэкономить. Шли на вынужденные меры: отработал лифт свой срок — разрешалось его капитально ремонтировать или модернизировать. А после экспертизы продлевать срок эксплуатации. Продлевали до тех пор, пока техника могла работать, не нанося вреда людям.
Есть у нас и такие примеры: из имеющихся в домах 4122 городских лифтов более 30 единиц перешагнули 40-летний рубеж. Сегодня в центре Волгограда вы сразу узнаете их по сетчатым шахтам и распашным дверям. Заменить такую технику как можно быстрее — первоочередная задача волгоградских собственников многоквартирных домов. Всего же с предельно допустимым сроком — 25 лет — у нас в городе 1913 лифтов. Если не начать их планомерную замену, к 2014 г. эта цифра превысит 2000.
Чего на пенсию не купишь
— А есть в стране какой-либо опыт по решению этой глобальной проблемы?
— Ситуация везде одинаковая. Многоэтажки с лифтами строились в основном в 70—80-е гг. прошлого века, и эта техника сегодня дышит на ладан. Чтобы обезопасить жителей, законодатели приняли новый технический регламент, в соответствии с которым каждый лифт с просроченным ресурсным сроком должен получить положительное экспертное заключение для его дальнейшей и безопасной эксплуатации.
У нас в городе только две организации уполномочены на выдачу таких оценок соответствия: это региональный инженерный центр «Колис» и ИКЦ «Лифтсервис». Это их специалисты осматривают лифты, составляют дефектные ведомости, контролируют устранение дефектов, после чего повторно и со всей строгостью выдают заключения о том, можно или нельзя эксплуатировать тот или иной лифт.
Однако многое, если не все, зависит от того, кто и как эксплуатирует лифты. В нашем городе за работу большинства этих механизмов отвечают ООО «Лифтсервис» и ООО СП «Волгалифт». Они ежедневно проводят техническое обслуживание, годовые осмотры и испытания. Это их аварийные службы спешат на помощь пассажирам в остановившемся лифте.
Можно смело сказать, что грамотная работа этих компаний помогла Волгограду избежать многих возможных бед, связанных с эксплуатацией лифтов.
Ремонт вскладчину
— Однако бесконечно ремонтировать технику невозможно — требуется замена. Кто по закону должен финансировать и проводить эту работу?
— Согласно Жилищному кодексу РФ лифты относятся к общему имуществу многоквартирных домов. Поэтому их ремонт и замена ложатся бременем на собственников помещений и должны проводиться на их средства.
Но замена только одного лифта обходится в 1,5 млн. руб. А у жителей подъезда, где окончательно сломался лифт, нет таких денег. У остальных же жителей дома нет желания помогать соседям, и на общем собрании собственников они голосуют против замены. Ясно, что без финансовой поддержки государства, региона или муниципалитета обновить лифтовое хозяйство собственники квартир не смогут.
— Но ведь в Волгограде есть муниципальная целевая программа по замене лифтов.
— Да, в 2007—2011 гг. она предусматривала заменить 386 лифтов на сумму 435 млн. руб. В первые два года реализации программы было заменено 196 лифтов на сумму 170 млн. руб. Однако с 2009—2010 гг. в связи с кризисом финансирование из бюджета города было остановлено.
Зато в ходе капитального ремонта многоквартирных домов, выполненного на средства Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, за 2008—2011 гг. было заменено 489 лифтов и еще 14 капитально отремонтировано. Учитывая софинансирование из областного и городского бюджетов, а также средства собственников, траты на все составили 386 млн. руб. В текущем году мы также планируем участвовать в данной программе и заменить 81 лифт, что обойдется в 147 млн. руб.
Бюджет в помощь
— Все равно это небольшая доля от общего числа изношенной техники.
— Да, в поэтапной замене на данный момент нуждаются 900 лифтов, сроки эксплуатации которых продлевались уже неоднократно. А 23 лифта сейчас вообще стоят: часть из-за поджогов, часть — самые изношенные — по предписаниям Ростехнадзора.
Надо сказать, что городские власти ищут различные источники финансирования для решения проблемы. К примеру, в прошедшем году наш департамент разработал такой документ, как Порядок возмещения затрат управляющим компаниям на ликвидацию аварийных ситуаций или их предупреждение. Согласно ему в домах на ул. Елецкой, 16 и Караванной, 21 ведутся работы по замене двух пострадавших от пожаров лифтов.
Кроме того, мы подготовили долгосрочную муниципальную программу по замене лифтов на 2012—2018 гг. Исходя из возможностей городского бюджета предложено в течение этих лет произвести замену 98 лифтов на общую сумму более 166,5 млн. руб.
При этом бюджет будет выделять субсидии на капремонт общего имущества в многоквартирных домах (то есть лифтов) в размере 90%, а остальные 10% необходимых средств доплатят собственники из числа физических лиц. Рассчитываем, что данная программа найдет отражение в бюджете Волгограда в ходе внесения поправок по итогам его исполнения.
— Что делать жителям, желающим получить такую субсидию на новый лифт?
— Если лифтовое хозяйство в доме пережило все сроки эксплуатации, жильцам надо обращаться за помощью к депутатам, в управляющую компанию, другие заинтересованные структуры. И одновременно как можно бережнее сохранять свой домовой транспорт до тех пор, пока дойдет очередь на его замену.
Беседу вела Алла САВЧИШИНА