В Царицыне от взломщиков спасали несгораемые шкафы и огнеупорные шкатулки.
Независимо от того, какая на дворе историческая эпоха, человеку необходимо ощущение безопасности: личной, защиты своей семьи, сохранение имущества от воров и грабителей. Если думаете, что наши предки были такими дремучими, что доверяли сохранность собственной жизни и нажитого добра амбарным замкам, запорам и самодельным щеколдам, то глубоко ошибаетесь. Дореволюционный Царицын неплохо разбирался в вопросах охраны жилья и имущества.
Надежность несгораемых сундуков
В начале XX в. в Царицыне, как грибы после дождя открывались различные магазины, новые фирмы и представительства крупных заграничных и столичных компаний. Мужская торговая школа В. И. Лихачева, «Музыкальный и инструментальный магазин Р. Ф. Гольника», «Оптово-розничный посудно-ламповый и мебельный магазин «Иван Рысин», «Винно-гастрономический и бакалейный магазин товарищества Н. Пирогов и Н. Данильченко», собственная заводская контора «Русский дизель»… — это лишь малая часть из успешно действовавших в дореволюционном Царицыне организаций. На самом деле их было во сто крат больше, и их эффективная коммерческая деятельность не позволяла сомневаться в том, что на их территории крутилась солидная денежная масса. А солидная денежная масса требовала хранения. В моду входят всевозможные несгораемые шкафы, сундуки и шкатулки.
Наибольшей популярностью пользовались изделия первой организованной в России «Фабрики стальных несгораемых шкафов Владимира Меллера», находившейся в Москве, на ул. Мясницкой, 20. Предприятие производило «стальные, безопасные от воров и огнеупорные шкатулки». В 1900 г. фабрика выставила свои «шкатулки» на всемирной выставке в Париже, чему несказанно гордилась и упоминала об этом в каждом рекламном объявлении. Приобрести товар, позволяющий спасти свое имущество от непрошеных гостей, можно было по почте. Для этого клиенту надо было отправить на фабрику запрос с семикопеечной маркой, в ответ ему присылали прейскурант. Заказчик выбирал понравившуюся модель, звонил на фабрику и товарным поездом «шкатулка» пребывала в Царицын.
Модный цилиндрический замок
Как ни набирала обороты популярность на металлические двери для казенных помещений, в охране частного жилья эта мода не получила большого распространения в дореволюционном Царицыне. Здесь на выручку желающим обезопасить себя от воровства и грабежа приходил технический прогресс, и инженеры разрабатывали все новые виды дверных замков.
Наиболее прогрессивным в дореволюционное время стал цилиндрический замок Yale. В рекламных объявлениях того времени писали: «Цилиндрические замки Yale целесообразно устроены: малого размера, прочны, точно испытаны, легко приводимы в действие, однако лишь соответственным ключом, предохранены от поддельных ключей, от отмычек или взлома. Открыть цилиндрический замок Yale без помощи подходящего к таковому ключа Yale представляется совершенно невозможным. Если вы у входных дверей имеете не вполне надежные замки, то замените таковые цилиндрическими замками Yale».
Производитель предупреждал, что цилиндрические замки настолько хороши, что их начали подделывать, посему господ покупателей предупреждали: перед покупкой обращайте внимание на то, чтобы замок был с фирменным клеймом.
Лучший охранник
В 2014 г. Волгоградский областной краеведческий музей отмечает свое столетие, и мы упоминаем о нем в нашей публикации, посвященной средствам дореволюционной безопасности, в связи с тем, что до 1917 г. в угловом здании музея располагался наиболее крупный в Царицыне Волжско-Камский коммерческий банк — филиал крупнейшего Санкт-Петербургского банка. А где как не в банке, знали все, что касается системы безопасности? Но сначала краткая история строительства здания банка, а она весьма занимательна.
— Сохранилось постановление Царицынской городской Думы о продаже Волжско-Камскому коммерческому банку городского дворового места, — рассказывает директор Волгоградского областного краеведческого музея Александр Материкин. — В результате было принято решение, цитирую: «Продать городское дворовое место в 162-м квартале под № 7 Волжско-Камскому коммерческому банку в вечное пользование и потомственное владение за 1500 рублей с тем, чтобы банк засыпал и выровнял на свой счет овраг против этого места, и разрешить городской управе по засыпке оврага сделать распоряжение о выдаче в установленном порядке данной на владение местом».
Овраги были головной болью дореволюционного Царицына, и городские власти решили таким хитроумным способом ликвидировать хоть один крупнейший царицынский овраг. Здание было построено в 70-е годы XIX в. и по сохранившемуся плану нам известно, что в нем находилось — в чистом и сухом подвале размещались комнаты прислуги и дворника, на втором этаже были расположены бухгалтерия, операционный зал, касса.
Но самое удивительное то, что именно на втором этаже между всеми этими банковскими служебными помещениями как раз в угловой части здания располагались кабинет и казенная квартира управляющего банка.
— Должность управляющего не надо путать со статусом владельца банка, — говорит Александр Материкин. — Управляющий был тем же сотрудником в найме, только высококвалифицированным. Я часто встречал в дореволюционных документах данные о том, что управляющим предоставляли служебную квартиру в самих учреждениях, которыми они управляли.
Казенная квартира на производстве позволяла руководству полностью контролировать рабочий процесс. И управляющий Волжско-Камским коммерческим банком, круглосуточно находясь на службе, мог проследить и приход клерков на работу, и проверить среди ночи, хорошо ли закрыты банковские сейфы. Когда в банке действовала такая надежная охрана в виде круглосуточно работающего управляющего, у взломщиков просто не могла быть шанса на успешно проведенную операцию.
Лучший способ сохранить — потратить
Несмотря на то что в Царицыне образца начала XX в. действовал и Государственный банк, и Азовско-Донской, и Волжско-Камский коммерческий банк, наш город нельзя назвать оплотом банковского дела. Вряд ли в банковском обороте находились такие огромные суммы, потому как царицынские купцы предпочитали работать с наличкой. Здесь, когда на рубеже XIX—XX вв. в Царицыне организовались крупные отраслевые оптовые рынки — лесной, керосиновый, горчичный, хлебный, соляной, рыбный, — проходили колоссальные сделки. Просто договаривались — или на железнодорожном вокзале, или в ресторане при гостинице «Столичные номера» о покупке-продаже, били по рукам и рассчитывались наличкой. Затем отмечали, причем довольно бурно: нередко управляющие ресторанов в счет включали и сумму разбитой посуды и зеркал. Но это все мелочи — у царицынских купцов не было привычки нести деньги в банк: их тратили на постройку домов, покупку изящной мебели, выписки из столиц дорогих технических диковинок и, конечно же, вкладывали в дело.
Наталья ЖУРБИНА.