Скоро у известной волгоградской актрисы бенефис, где она предстанет в новом для себя и зрителей образе Ханумы
8 декабря на сцене Волгоградского музыкального театра состоится бенефис заслуженной артистки России Анны Стрельбицкой, посвященный 25-летию ее творческой деятельности. Бенефициантка не стала искать легких путей — Стрельбицкая впервые сыграет одного из самых знаковых персонажей в мире музыкальных комедий — Хануму в одноименном спектакле Г. Канчели.
Кабинет-музей в честь прадеда
— Анна, известно, что вы являетесь представителем актерской династии. Ваша мама — заслуженная артистка РСФСР Мадина Аюповна Галимханова много лет играет на сцене Волгоградского музыкального театра. А по отцовской линии кто-либо занимался искусством?
— Мой папа Олег Михайлович Стрельбицкий не имел к искусству никакого отношения. Он — строитель. Зато мой прадед по отцовской линии Ференц Берки был одним из основателей и ведущим солистом Будапешской оперы. В этом театре до сих пор существует кабинет-музей моего прадеда, и моей маме Мадине Аюповне, единственной из всей нашей семьи, как-то в одной из своих поездок за рубеж, посчастливилось побывать в этом памятном месте. Вернувшись, она рассказала нам об увиденном, и живая тогда еще моя бабушка Мария Ференцевна, дочь Ференца Берки, была растрогана до слез.
— Каким образом представители столь известной в творческой среде венгерская фамилия оказалась на волжских берегах?
— Эта очень долгая и сложная семейная история. Настоящее имя моей бабушки — Розалия-Марица Берки. Ее отец Ференц Берки умер, когда ей было всего-навсего четыре года. А мама вышла замуж за русского офицера. Это было до революции, и они в 1916 году приехали в Россию, здесь и остались.
Беззаботное театральное детство
— У ваших родителей также была такая романтичная история отношений, как и история ваших прабабушки и прадедушки?
— Мама с папой познакомилась в Волжском, где мама Мадина Аюповна работала на строительстве ГЭС, а в свободное время участвовала в самодеятельности. Потом она уехала поступать в Москву, в ГИТИС, и когда была принята, отец не захотел с ней разлучаться и тоже подал документы в МИСИ, куда и поступил. Они оба учились в Москве, я там же родилась, и по окончании ГИТИСа у мамы были предложения от столичных театров, например, ее приглашал Охлопков в театр имени Маяковского. Но двухлетний ребенок — это ответственно, и родители вернулись в Волгоград, поскольку здесь жила семья моего папы.
— Что помните из своего театрального детства?
— До сих пор помню, как мы, девчонки четырех-пяти лет: Ира Апексимова, Оля Ставская и я играли на складе театра, где стояли ящики, коробки и тюки с декорациями и реквизитом. Многие декорации мы узнавали по спектаклям, и для нас, настоящих театральных детей, подобная игра не была экзотикой. Это была наша привычная театральная среда обитания, как для нынешних ребят — компьютерные игры.
— После окончания школы были на распутье — какой профессии отдать предпочтение?
— Когда ты в театре с двух лет, ходишь вместе с мамой на репетиции, спектакли, ездишь на гастроли, то в дальнейшем не представляешь себе иной работы, кроме театра. Папа был против того, чтобы в семье была вторая актриса. Но я поступила в московский ГИТИС, причем училась у того же великого мастера, что и моя мама, — у Покровского. На третьем курсе в качестве экзамена мы играли отрывок из мюзикла «Том Сойер», и мой папа, приехав по делам в Москву, не мог не прийти на студенческий спектакль. Моим персонажем была тетя Полли, и отцу так понравилось, как я играла, что он мне сказал: «Дочка, я, наверное, был не прав — из тебя получится артистка».
Приквел для персонажа
— Почему для своего бенефиса вы выбрали веселую и бесшабашную Хануму — ведь могли бы блистать в образе салонной героини, которые у вас отлично получаются?
— Зрители много раз меня видели в образах салонных героинь, но сейчас меня заинтересовали острохарактерные роли. Они игровые и заставляют искать новые краски. Мой первый опыт игры острохарактерных героинь — это недавно вышедший спектакль, гусарский водевиль «Подлинная история поручика Ржевского». Теперь — музыкальная комедия «Ханума».
— Как идет работа над образом Ханумы?
— Спектакль не новый, но прежде я себя в нем не видела. Но так как заинтересовалась острохарактерными героинями, то решила себя попробовать в роли Ханумы, а это крайне сложно, потому что зрители знают, как замечательно ее исполняет заслуженная артистка России Лада Семенова. В этом и сложность всего мероприятия — сыграть интересно и совершенно иначе.
— Хочу выступить в защиту салонных героинь, может, их образы и неинтересны, но они подкупают своей эффектной внешней оболочкой.
— Я переиграла, наверное, всех салонных красавиц — от принцессы цирка до веселой вдовы и Прекрасной Елены. Красивая музыка, эффектные платья, перья, прически. Салонные героини нарядны, но у них ходульный образ — чем зацепить зрителя? И моей задачей было показать, что за этим перьями кроется любящая, ненавидящая, ошибающаяся, одним словом, живая женщина. Приходится придумывать себе много судеб.
— А зачем к каждой роли придумывать свою историю?
— Если нет истории, то сразу видно, когда актер выходит с пустыми глазами и неосмысленными жестами. У каждой героини должно быть что-то вроде приквела — истории жизни, которая не проигрывается на сцене, но она незримой аурой окутывает каждый образ. Так, для небольшой роли донны Розы к «Здрасьте… я ваша тетя!» я придумала следующую судьбу для своей героини: она из небогатой семьи, но получила хорошее образование. Ей пришлось много работать, и она случайно познакомилась с миллионером, которого не собиралась обольщать, но это он был покорен ее внешностью, умом, бойцовским характером, чувством юмора и самоиронии. Она поехала с ним в Бразилию, где они жили долго, но пришло время, муж скончался, а она была с ним до последнего его вздоха как порядочная жена и как настоящий друг. И вот когда я выхожу на сцену со всем этим грузом истории, зритель это чувствует на уровне подсознания, ему интересно следить за героиней.
Мария ГОРБУНОВА.
Александр Бабушкин, руководитель департамента по делам культуры администрации Волгограда:
— Заслуженная артистка России Анна Стрельбицкая не героиня одного амплуа. Она владеет даром перевоплощения, и мы это видим в таких абсолютно разных спектаклях, как, к примеру, «Игра любви и случая» и «Биндюжник и король». И при том, что она создает образы столь непохожих персонажей, Анна Стрельбицкая сохраняет свой особый актерский почерк и присущую только ей индивидуальность. Ей подвластно все — образ и салонной героини в классических опереттах, и сдержанного и интеллигентного военврача Фаины Григорьевны Львович в «Небесном тихоходе». Она, как актриса, сыграет любой материал. Нам, волгоградцам, повезло, что мы можем видеть столь замечательные актерские работы, создаваемые актрисой.
И я заранее до бенефиса поздравляю солистку Волгоградского музыкального театра Анну Олеговну Стрельбицкую с ее творческим юбилеем и желаю ей продолжать создавать галерею столь ярких, интересных и не похожих друг на друга героинь, в каждой из которых она будет открывать все новые и новые грани своего таланта!