Когда фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда, единственным путем, соединявшим фронт и тыл, стала река
Никто не знает, как сложилась бы история Сталинградской битвы, если бы не моряки, речники, летчики, бойцы ПВО, понтонеры, строители и саперы инженерных войск, снабжавшие сражающихся в городе бойцов боеприпасами, военной техникой, продовольствием и воинским пополнением. Почетный гражданин города-героя Волгограда капитан первого ранга Георгий Захаров, известный нашим землякам как ветеран Волжской военной флотилии, накануне 70-летия сталинградской победы рассказывает об участии своих товарищей в героической обороне нашего города.
Сквозь мины и бомбы
Свои пиратские действия на Волге фашистская авиация начала в ночь на 23 июля 1942 г., установив мины большой взрывной силы. А уже 25 июля враг начал наносить бомбовые удары по речным судам и обстреливать их с воздуха. Всего до 29 июля в Волгу было сброшено более 230 мин, а до конца года их число выросло до 340.
— Река на протяжении четырехсот километров от Камышина до Никольского оказалась заминированной, — рассказывает Георгий Захаров. — Чтобы обеспечить нормальное прохождение судов, руководство Сталинградского фронта потребовало от командования флотилии очистить реку от мин.
История судоходства тех дней полна примеров подлинного героизма моряков. Волга постоянно озарялась пожарами. В фарватере и на берегу рвались бомбы и зенитные снаряды, горели пароходы, баржи и пристани. По реке несло тела погибших мирных жителей — взрослых и детей. А моряки очищали волжский фарватер от мин, конвоировали караваны судов, прикрывая их огнем от вражеских налетов.
Так, в начале августа на Бабаевском перекате недалеко от с. Ступино подорвался на мине бронекатер № 22. Вместе с экипажем погиб и командир бригады траления контр-адмирал Хорошкин. Однако ценой своей жизни моряки открыли путь караванам судов, доставлявших в Сталинград военные грузы.
Бесстрашный старшина Башмаков обезвредил сброшенную на парашюте мину штыком от винтовки. Матросы-минеры во главе со старшим лейтенантом Селянкиным, посланные в тыл противника для разрушения переправ через Дон, несли на себе опасный груз — мины — весом в сотни килограммов, а затем часами работали в холодной воде, снаряжая и направляя мины на переправы врага.
Траление Волги моряки флотилии продолжали до самого ледохода. Всего было обезврежено 211 мин. А остальные не представляли опасности для судоходства, так как находились вне фарватера.
Связь только по воде
После прорыва гитлеровцев к Сталинграду началась упорная борьба за город. На юге города действовали канонерские лодки «Громов», «Руднев», «Щорс», «Киров», «Федосеенко». В северной части города сухопутным войскам помогали четыре бронекатера и канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев». Только последние выпустили 5,7 тыс. снарядов и уничтожили 28 танков, 150 броневиков и автомашин, укрепления и живую силу противника.
— Когда к вечеру 23 августа началась невиданная бомбардировка города, раненые из госпиталей и мирные жители бросились к речному берегу, пытаясь найти спасение, — вспоминает ветеран Захаров. — В это время на переправу прибыли катера-тральщики для эвакуации людей за Волгу. А поздним вечером они уже вернулись назад к тракторному заводу в район Мокрой Мечетки с бойцами 32-го сводного батальона морской пехоты, который стал обеспечивать регулярную связь правого берега с левым.
Переправы работали в условиях непрерывного обстрела. Только за последнюю неделю августа катера совершили в этом районе 84 рейса, переправив из-за Волги свыше 7 тыс. бойцов и командиров, более 1 тыс. т боеприпасов, горючего и продовольствия. Из города они вывезли 1,7 тыс. раненых и 1,5 тыс. жителей.
Действуя совместно с речниками, катера флотилии в течение 14—15 сентября переправили в Сталинград 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева, а в конце месяца буквально из-под носа противника эвакуировали почти 1,2 тыс. раненых с Центральной набережной. При этом в ходе выполнения операции огнем бронекатеров были уничтожены орудия, пулеметные точки противника, много немецких солдат.
С 27 сентября центральная переправа полностью прекратила свою деятельность, но в строй вступила переправа 62-й армии. На правом берегу ее причалы находились в районе заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады», а на левом — в Красной Слободе. Эту переправу обслуживали несколько пароходов, баркасов, паром, бронекатеры и тральщики.
Осенняя дорога жизни
В последние дни сентября они перебросили в Сталинград полки 193-й и 39-й стрелковых дивизий, а также переформированные 42-ю и 93-ю стрелковые бригады. В течение октября в район «Красного Октября» были переправлены полки 308-й, 37-й и 45-й стрелковых дивизий, 84-я танковая бригада.
Ночь на 16 октября стала решающей для участников обороны. Два дивизиона бронекатеров под командованием капитанов Пескова и Лысенко высадили 138-ю стрелковую дивизию Людникова, которая с ходу атаковала противника в районе завода «Баррикады» и не дала ему развивать наступление вдоль берега.
— Когда в ноябре начался сплошной ледоход, моряки и речники не допустили срывов в снабжении 62-й армии, — рассказывает Георгий Захаров. — Бронекатера и речные ледоколы пробивались сквозь лед под ураганным огнем врага, подвозя боеприпасы и продовольствие. Рейсы через Волгу из-за ледостава прекратились полностью лишь 13 декабря.
Маршал Чуйков, чья армия сыграла решающую роль в обороне нашего города, позже писал: «Надо отметить, что в доставке грузов с левого берега в Сталинград неоценимую услугу армии оказывали моряки Волжской военной флотилии. Если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия и не выполнила бы свои задачи».
Что тебе снится, «Гаситель»?
Но и после окончания Сталинградской битвы война на Волге не закончилась. Готовя летнее наступление под Курском и Орлом, гитлеровцы планировали сорвать навигацию 1943 г. Ведь Волга продолжала играть огромную роль в обеспечении тыла и фронта боеприпасами, горючим, сырьем и продовольствием.
Советское командование приняло все меры, чтобы защитить волжскую коммуникацию. Были созданы специальные силы для прикрытия реки от воздушных стервятников, сеть аэродромов с истребительной авиацией, зенитные батареи по всему побережью.
Зенитными средствами были вооружены все суда. В частности, была создана оперативная группа ПВО: 15 батарей на побережье, 20 катеров ПВО на реке и 55 кораблей Волжской флотилии, которые конвоировали караваны с военными грузами. От мин Волгу очищали 200 тральщиков. Система наблюдения за воздухом и водой на Нижней Волге состояла из 790 постов, не считая бакенщиков.
Лишь в 1944 г. флотилия была расформирована, а катера-тральщики вошли в состав других воинских частей. В нашем же городе в память о подвиге моряков на Центральной набережной навечно установлены прославленные пароход «Гаситель» и бронекатер № 13.