Гиперболоид архитектора Масляева
8 июля 1982 г. состоялось просмотровое открытие панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». С полным вводом в действие музейной части Волгоград и регион получили крупный современный музейный комплекс, экспозиционная площадь которого составила 4,5 тыс. кв. м, что в 15 раз больше прежней экспозиции. Об истории создания музея-заповедника «Сталинградская битва» рассказывает свидетель тех событий журналист Лев Кузнецов.
Банка или каска?
В конце 1945 г., не успев сменить военную форму на гражданскую, в Сталинград на восстановление города прибыл десант архитекторов-фронтовиков. Среди них был Вадим Масляев, ставший автором уникального проекта музея-панорамы «Сталинградская битва».
— Сегодня посетители неизменно обращают внимание на необычную конфигурацию здания музея, — рассказывает Лев Кузнецов. — А тогда, 30 лет назад, строители называли его банкой или каской, имея в виду округлую форму объекта, но истинное геометрическое название знали только специалисты, чьи мнения о внешнем виде здания тоже неоднозначны. Бесспорно лишь одно: в Волгограде нет другого здания, которое было бы психологически более загадочным архитектурным явлением, чем сооружение музея-панорамы.
— Замысел Масляева заключался в том, чтобы придать объекту благородную осанку, а для этого нужно было найти соответствующую выразительную форму построения архитектурного пространства, — рассказывает Георгий Сысоев, бывший главный инженер института «Волгоградгражданпроект», который в течение восьми лет занимался сложнейшими математическими расчетами на прочность основных несущих конструкций. — Вадим Ефимович хотел, чтобы здание весом более 6 тонн (!) воспринималось зрителями легким, точно парящим в воздухе. Такого эффекта можно было достичь, придав ему форму гиперболоида вращения.
Сысоев признался, что не сразу взялся за расчеты предложенного Масляевым проекта, уж слишком сложным показался ему эскиз постройки.
Здесь стоит отметить, что до назначения в 1957 г. главным архитектором Сталинграда Вадим Масляев уже являлся автором таких известных объектов в нашем городе, как Дворец труда — впоследствии Дом союзов, здание педагогического института, жилой дом № 25 по ул. Ленина.
В 1966 г. утверждение проекта зодчего по созданию уникального комплекса музея-панорамы «Сталинградская битва» состоялось, а 1 декабря 1967 г. авторский коллектив под руководством Масляева приступил к разработке рабочих чертежей. 2 февраля 1968 г., в день 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом, в основание будущего здания панорамы была заложена памятная плита.
Очень смелое решение
Первоначально предполагалось построить главное здание на Мамаевом кургане на месте Зала воинской славы. Но, когда посмотрели, как будет выглядеть сооружение со стороны Волги, от идеи сразу же отказались: здание закрыло бы собой нижнюю часть монумента Родины-матери. По предложению Масляева для исторического комплекса был выбран волжский откос — последние метры земли, которые не отдали врагу гвардейцы комдива Александра Родимцева. Вадим Ефимович со свойственной ему настойчивостью и напряжением душевных сил отстаивал свои архитектурные идеи. Зодчий не случайно выбрал для основного здания необычную геометрическую модель.
— По форме это твердыня, Сталинград, — пояснял архитектор свою задумку, — а четыре опоры, на которые опирается здание, — символ четырех фронтов: Сталинградского, Юго-Западного, Донского и Степного.
Масляев не пошел по пути копирования старых панорам — Севастопольской и Бородинской, стены которых сконструированы вертикально, а выбрал сложную по исполнению форму гиперболоида вращения, что явилось в те годы очень смелым решением.
Каменоломни фараона
— Когда решали, каким материалом облицовывать наружную поверхность здания, было рассмотрено несколько вариантов, — продолжает рассказ Лев Кузнецов. — Многие члены техсовета предлагали белый мрамор. Но Масляев принял решение произвести отделку массивной известковой морозостойкой плиткой весом 60—80 кг и толщиной 80 мм каждая.
Известняковый камень добывали в Крыму огромными блоками и везли на единственный тогда в Советском Союзе Кондопогский камнеобрабатывающий комбинат в Карелию, где блоки распиливали на плиты.
Волгоградским строителям потребовалось более 3 тыс. кв. м этого природного материала.
— В специальной мастерской, в шутку прозванной строителями каменоломней фараона Тутанхамона из-за грохота и едкой пыли, четверо рабочих — И. Жучков, В. Колпинский, А. Бабаков и Г. Бараков — обрабатывали плиты, — вспоминает Лев Владимирович. — Покрытие имело особенность: оно производилось по новой технологии — плиты крепились не вплотную к оболочке, а на расстоянии 7 см от поверхности. Такой способ монтажа применялся волгоградстроевцами впервые и требовал высокоточного исполнения.
Геометрию плитки приходилось подгонять под сложную форму гиперболоида.
«Сделаем лучше, сделаем на века», — не раз повторял Масляев.
Ярким солнечным утром 8 июля 1982 г. панорама была открыта для всеобщего просмотра. Событию предшествовал митинг, на котором от имени строителей выступил плотник-бетонщик Михаил Львов. Он вручил символический ключ от нового здания работникам музея-панорамы «Сталинградская битва». Государственная комиссия приняла строительный объект с оценкой «отлично».
Фото из личного архива Льва Кузнецова.