Граждане России стали чаще обращать внимание на достоинство и репутацию
Честь в законе
Честь и достоинство всегда были основополагающими понятиями человеческой личности. И если раньше из-за опороченной чести люди выходили на поединок или дуэль, то сегодня подобные споры разрешаются в суде. Однако рассмотрение подобных дел в судебном порядке имеет массу проблем — от несовершенства в законодательстве до элементарного незнания законов людьми.
Кто прав, кто виноват?
Рядовой гражданин страны стал с некоторых пор беззащитен перед оскорблением хама — как трамвайного, так и медиа. Полупьяные подростки ходят по улицам, сквернословят в транспорте, пьют, шумят и гадят в подъездах, но мы стараемся не обращать на них внимания. А если человек сам начнет защищать свое достоинство и ответит так, как он должен ответить в данной ситуации, виновным может оказаться он сам.
Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации приобретают в современных условиях особое значение, обусловленное прежде всего стремлением российского государства построить гражданское общество. Значимость демократических принципов, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью, всецело зависит от эффективности механизмов их реализации.
Уважение достоинства человека — важный и неотъемлемый признак любого цивилизованного общества. Признание и уважение достоинства личности является не только обязанностью государства, но и всех граждан, поскольку выступает необходимым условием обеспечения их подлинной свободы. Однако одного лишь признания за человеком неотъемлемого права на честь, достоинство, справедливую оценку профессиональной и иной деятельности недостаточно. Необходимы надежные правовые механизмы защиты этих нематериальных благ от противоправных посягательств со стороны других лиц.
Немного из истории
Впервые о защите прав в нашей стране заговорили в 1991 г. Именно тогда была принята российская декларация прав и свобод человека и гражданина. Ст. 1 этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
Положения этого документа были включены в текст Конституции РФ. В настоящее время согласно главному закону страны достоинство личности охраняется государством. В целом институт защиты чести, достоинства и деловой репутации является комплексным, поскольку регламентируется различными отраслями российского права — конституционного, административного, гражданского, уголовного, международного.
Моя твоя не понимать
В последние годы часто стали говорить о защите своих личных неимущественных прав, в прессе появляются публикации о громких судебных исках к различным телекомпаниям и другим средствам массовой информации, однако в российском законодательстве в этой сфере все еще остаются некоторые пробелы.
Пожалуй, одним из важных вопросов, возникающих при рассмотрении судами дел подобной категории, является определение понятий «честь» и «достоинство».
Гражданским кодексом РФ установлена ответственность за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию, однако толкования указанным понятиям законодатель не дает. До недавнего времени уголовным законодательством России было предусмотрено такое деяние, как оскорбление. В законе оно определялось как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». «Очевидно, что это определение имело оценочный характер, — говорит доцент кафедры теории права и прав человека Волгоградской академии МВД Наталья Кальченко. — Нигде в законах не дается определение «приличной формы». Еще около 10 лет назад ученые-лингвисты по заказу Фонда защиты гласности провели исследование, пытаясь определить критерии разграничения этически приемлемых и этически неприемлемых, то есть оскорбительных высказываний и выражений. Вывод специалистов был неутешительным: «понятие унижения чести и достоинства крайне субъективно и юридически точно неопределимо». При этом лингвисты отметили, что в современном обществе границы между различными нормами общения размыты. В частности, то, что нормативно для межличностного общения, может оказаться нарушением нормы, скажем, в массовой коммуникации. То, что вполне допустимо в компании подростков или молодежи, нередко нарушает нормы общения людей старшего возраста.
При подобном положении дел весьма высока вероятность того, что конкретное судебное решение по делу об унижении чести и достоинства, клевете, оскорблении будет субъективным, спорным и от этого юридически уязвимым.
В словаре русского языка С. И. Ожегова даны следующие определения: «честь — достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоинство — совокупность высоких моральных качеств в самом себе».
Данные определения весьма условны. На практике же, являются ли сведения порочащими честь и достоинство и что понимать под определением «честь» и «достоинство», в каждом конкретном случае должен определять суд.
А судьи кто?
«Российским законодательством определена защита чести и достоинства в порядке, предусмотренном ст. 152 Гражданского кодекса РФ, — комментирует пресс-секретарь уполномоченного по правам человека Волгоградской области Юрий Корзеев. — Но все упирается в правоприменительную судебную практику. На самом деле сегодня доказать нарушение чести и достоинства весьма сложно».
По словам Корзеева, такие проблемы возникают постоянно. «У нас были случаи, когда человек обращался в суд с иском о защите чести и достоинства, которые были задеты в одной из газетных статей. Однако обвиняемый утверждал, что он не давал никаких сведений, порочащих репутацию. На самом деле прямых оскорблений в материале не было, но был создан негативный образ человека, то есть это сделал журналист. А это доказать в суде очень сложно. Поэтому все зависит от того, как судья трактует эти понятия».
«Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционного права на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и права на свободу слова — с другой, — рассказывает кандидат юридических наук Леонид Симанович. — В каждом конкретном случае возникает необходимость тщательно исследовать текст и определить, соответствуют ли действительности содержащиеся в нем сведения, наносят ли они вред чести, достоинству и деловой репутации, допустимо ли распространение таких сведений в свободной дискуссии и возможно ли их опровержение по суду. При этом оценка текста, ставшего предметом спорных отношений, обычно дается по собственному лексическому опыту судей или к участию в деле привлекаются эксперты.
Грешные журналисты
Как сообщили в аппарате уполномоченного по правам человека по Волгоградской области, подобные иски в отношении граждан — очень редкое явление. Чаще всего с заявлениями в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также о вмешательстве в частную жизнь обращаются в отношении средств массовой информации. Причем в основном жалуются на печатные издания, на телевидение — реже.
Как сообщили в пресс-службе суда Центрального района Волгограда, в прошлом году было рассмотрено 64 дела данной направленности, а за девять месяцев 2011 г. — всего 36. В суде отметили, что снижение статистики, возможно, объясняется корректностью журналистских материалов.
Очень часто в делах о защите чести и достоинства фигурируют публичные люди, довольно известные в нашем городе: политики, депутаты, бизнесмены. При этом не надо забывать, что некоторые используют судебную тяжбу в качестве пиар-акции. Это противостояние начинается на страницах СМИ, в телеэфире или в кабинетах, а заканчивается в суде. Иногда повод для предъявления иска бывает ничтожен, и складывается впечатление, что все это делается в рекламных целях.
«Сегодня есть несколько опасных для СМИ тенденций, — рассказывает глава Российской коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. — Первая из них — смещение основной массы исков в арбитражные суды. При рассмотрении дела в районных судах СМИ обычно рискуют проиграть сумму от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Судьи районных судов чаще всего занимают довольно осторожную позицию: если взыскать со СМИ большую сумму компенсации, то оно будет обжаловать это решение; если отказать в иске совсем — такое решение обжалует истец. Поэтому «соломоновым решением» районные суды часто считают удовлетворение исков со взысканием небольшой суммы компенсации.
Еще одной тенденцией в отношении исков о защите чести и достоинства, по словам Кравченко, является увеличение количества развлекательных, так называемых желтых газет, журналов и программ на радио и телевидении. Как следствие, появилось довольно много исков о вмешательстве в частную жизнь, разглашении личной и семейной тайны, тайны телефонных переговоров, исков о нарушении права на изображение. Последняя категория исков, видимо, будет расширяться и в дальнейшем. Согласно ранее действовавшим нормам Закона «Об авторском праве…» и Гражданского кодекса можно было использовать фотографию любого человека без его разрешения. Однако не так давно в силу вступила новая ст. 152.1 Гражданского кодекса, запретившая обнародование и дальнейшее использование фотографии и видеоизображения гражданина без его разрешения. Такие дела, идущие рядом с исками о защите чести и достоинства, постепенно занимают все более значительное место и, как правило, связаны со известными людьми.
В гражданско-правовом порядке каждый гражданин может получить защиту чести и достоинства, нарушенных как по вине, так и без вины других лиц.
— С иском об опровержении распространенных сведений гражданин или организация могут обращаться в суд, если представят данные, что эти сведения порочат именно их, — отмечает Леонид Симанович. — В то же время, если распространенные в отношении других сведения умаляют честь и достоинство заявителя, дело подлежит рассмотрению в судебном порядке. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации вправе предъявить дееспособные граждане, посчитавшие, что о них распространили порочащие и не соответствующие действительности сведения. За защитой чести и достоинства несовершеннолетних и недееспособных могут обратиться в суд их законные представители. Предусмотрена защита доброго имени гражданина и после его смерти. Заинтересованными в этом лицами могут быть как граждане (родственники, наследники, соавторы), так и юридические лица (например, организация, которую возглавлял умерший).
Врезка 1: Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ч. 1 ст. 129 УК РФ).
Оскорбление — это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ч. 1 ст. 130 УК РФ).
Врезка 2: На сегодняшний день судебная защита чести, достоинства и деловой репутации возможна в судах общей юрисдикции в порядке гражданского и уголовного судопроизводства, а также в арбитражных судах (если дело касается защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и экономической деятельности). Кроме того, действующее законодательство не исключает возможности рассмотрения вопросов, касающихся данных нематериальных благ, в третейском суде, — спорящие стороны могут прибегнуть к его услугам.