Волгоград, 13 июля. Один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых праздников в народе – Вардавар отпраздновали армяне Волгограда на 98-й день после Пасхи. Торжество приурочено к празднованию Преображения Господня. Праздник известен своим обычаем взаимного обливания водой в знак очищения и преображения, рассказали в пресс-службе комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
В этом году праздник пришелся на 12 июля. Волгоградские армяне отметили его в церкви Святого Георгия в Дзержинском районе. В Вардавар принято радоваться, веселиться и обливать друг друга водой, независимо от пола, возраста и социального положения. Обливание чаще всего перерастает в шумную игру в поливалки: в ход идут не только водяные пистолеты и бутылки с водой, но и ведра и огромные баклажки. Впрочем, недовольных на празднике не бывает, ведь злиться и обижаться ни в коем случае нельзя. Согласно легенде, считается, что именно в этот день вода становится святой и целебной, и человек, которого с головы до ног окатили водой, будет счастливым целый год.
В этом году Вардавар отметили более 200 человек. Празднеству предшествовала торжественная литургия, по окончании которой в небо запустили голубей – как символ мира и преображения.
История праздника:
Праздник Вардавар установлен в честь Преображения Господня, случившегося на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос, Спаситель с тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном ‑ поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.
Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви, св. Григорий Просветитель, первый Католикос Армении назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря ‑ 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. По аналогии с российскими праздниками, получилось примерно как с днем Ивана Купалы или Ильи Пророка.
По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь. Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.
Праздник сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью. Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.
По другой из вариантов, слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» ‑ «вода» и «вар» ‑ «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.