На сцене развернется действо с элементами детектива, мистики, любовного романа и драмы.
В пятницу, 13 декабря, на сцене «Царицынской оперы» состоится премьера «Пиковой дамы» П. И. Чайковского – оперы, которую сам композитор очень любил и считал шедевром. Волгоградский театр выиграл целевой грант федерального Министерства культуры на эту постановку.
Артисты и музыканты театра с увлечением работают над технически и эмоционально сложным полотном. Психологическую драму в трех действиях вместе с труппой и постановочной командой «Царицынской оперы» ставит приглашенная команда из Санкт-Петербурга, Москвы и Казани под руководством режиссера-постановщика Грига Скоморовски и дирижера театра «Царицынская опера» Сергея Гринева.
Репетиции идут в интенсивном режиме, ведь всего месяц назад театр представил публике другую премьеру – грандиозную оперу А. Бородина «Князь Игорь».
– Идея постановки оперы «Пиковая дама» родилась буквально «под землей» – под Венским театром, – говорит директор театра «Царицынская опера» Леонид Пикман. – С этого и началась мистика, которая сопровождает работу над спектаклем. Премьера состоится в пятницу, 13 декабря. И пройдет спектакль в этом году только один раз. Обычно мы делаем два премьерных дня, но не в этот раз. Зрителей ожидает загадочное действо с элементами детектива, мистики, любовного романа и драмы. Сюрпризы, погружение в атмосферу спектакля будут ждать их уже в фойе. Ну и самое главное – гениальная музыка П. И. Чайковского, очень знакомая и любимая всеми.
– Когда меня спрашивают о концепции спектакля, я отвечаю – стараюсь идти за музыкой Чайковского. Процитирую вам одно из писем Петра Ильича: «Я писал «Пиковую даму» с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака «Пиковой дамы»), и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей», – рассказывает режиссер-постановщик Григ Скоморовски. – Мы внимательно прочитываем не только либретто, но и партитуру оперы. Материал очень сложный, многослойный. Мы пытаемся расшифровать всю его глубину. Свет, тьма, любовь, надежда, страдание, мистика, разрыв, распад, смерть… Все это есть в музыке, мы от этого отталкиваемся. Драматическое действие оперы будет выстроено из множества деталей, разные уровни сцены позволят использовать ее пространство в полной мере. Преломленная эпоха (« вне конкретного времени»), стильные костюмы, сдержанная цветовая гамма, неожиданная пластика в движениях. И конечно же город Санкт-Петербург с его Летним садом, каналами, мостами, грифонами, Зимней канавкой, Дворцом княгини Голицыной, ставшей прототипом Пиковой дамы. Если подняться над Петербургом как птица, то можно увидеть, что пространство города разрезано четкими линиями и мы как будто разрезаем жизнь, «кроим» пространство…
– Отличительная черта музыки Чайковского – лейтмотивы, пронизывающие всю оперу, – подчеркивает главный дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев. – Зрители будут мгновенно угадывать, о ком из героев идет речь и что происходит внутри каждого из них. П. И. Чайковский - первый, кто писал саундтреки. Однако я опасливо отношусь к опере «Пиковая дама». Это не первая постановка для меня, и я знаю, что все, кто связывается с этой историей, начинают испытывать на себе воздействие мистики, меняется состояние людей, даже отношение к жизни. Не каждый театр берется за такое серьезное произведение. Кроме того, мы поставлены в довольно жесткие временные рамки. Но мы справимся, поскольку и труппе, и оркестру очень интересно работать над этим спектаклем.
Анжела Буцких