«Царицынская опера» представляет амбициозный проект «Князь Игорь»
Волгоградского зрителя ждет самый массовый и зрелищный спектакль.
«Царицынская опера» готовит грандиозное музыкально-драматическое полотно – оперу Александра Бородина «Князь Игорь». Самый массовый за историю театра спектакль является и наиболее сложным в бутафорском наполнении. Большие формы и многослойность характеризуют костюмы для оперы. Бутафоры, художники и портные работают в усиленном режиме, ведь до начала премьеры осталось меньше двух недель.
Бутафорские мечи и стрелы
Мечи, копья, стрелы, луки, щиты, колчаны, посохи, шлемы, кнуты – всего более 200 стилизованных элементов киевской Руси. Бутафорскому цеху театра предстоит сделать еще немало предметы. С нею справляются бутафоры Александр Павленко и Евгения Комарова, а художники, декораторы помогают завершить начатое.
– Самым сложным в изготовлении стал меч князя Игоря, – рассказывает бутафор Александр Павленко. – За основу взято железное полотно, которое затачивалось, накладки деревянные, обтянутые кожей. Меч выглядит правдоподобно, его длина 1 метр 30 сантиметров. Нелегко нам достались и щиты, размер и материалы которых корректировались в процессе работы. Первый щит сделали из фанеры и ДВП, защитное вооружение на взгляд режиссера оказалось маленьким, да и тяжеловатым. Сейчас все щиты из фанеры, больших размеров, весом не менее 3 килограммов.
Для изготовления вооружения русичей и половцев используются различные материалы: металл, пластик, фанера, ДСП, алюминий, дерево…
– Путем творческого поиска находим лучшие варианты воплощения замысла режиссера-постановщика и эскизов главного художника и художника-постановщика, – делится Евгения Комарова. – Перед работой изучаем исторический материал, делаем упор на стилистику времени.
Так, копья 2 метра 70 сантиметров сделали из алюминия, а наконечник – из фанеры. Объем для бочки создали из поролона и хлопчатобумажной ткани. Пеноплекс послужил отделкой для деревянного трона, из него сделан «логотип» с инициалами князя Игоря. А медный таз для умывания найден на блошином рынке лично режиссером-постановщиком оперы Павлом Сорокиным.
– Самыми трудоемкими в изготовлении являются мелкие детали, – продолжает Евгения Комарова. – Я говорю про пуговицы на одежде бояр, пластины на кожаных кольчугах, заклепки на щиты. Все эти элементы делаются из пластика и стилизуются под старину. Только пуговиц для костюмов 12 бояр нужно изготовить 72 штуки.
Художники наполняют их цветом, и пластмассовые детали становятся дополнением к элементам декора и стилистики того времени. Впрочем, каждый предмет становится ярким от прикосновения кисти. Художник Дарья Николаева работает горячим клеем, крепит заклепки на щиты и корректирует цвет.
– Вот щит древнерусского князя, – показывает Дарья. – Он намеренно отличается от других золотисто-медным оттенком. Впереди у нас покраска всех шлемов русичей. Мы, художники – конечное звено при изготовлении предметов и декорационных элементов.
Шлемы распечатаны на 3D-принтере
У пошивочного цеха практически все готово. Изготовить им пришлось более 200 костюмов, большая часть из которых объемные, тяжелые. У каждого сословия: бояре, воины, простолюдины свои костюмы, состоящие из разных слоев верхней одежды. Для изготовления рубах, шуб, зипунов использовался грубый вязаный трикотаж серых оттенков. Действие в картине происходит зимой, поэтому портным пришлось изрядно потрудиться. У половцев костюмы изготовлены из разных материалов, а цвета – яркие, присущие четырем стихиям: воздуху, огню, земле и воде. Особое внимание уделено различным деталям, отделкам, головным уборам.
– Всего для оперы «Князь Игорь» изготовлено более 100 головных уборов, – отметил художник-модельер театральных костюмов Александр Козлов. – Каждый из них сшит вручную, я даже подкладку на клей не сажаю, чтобы избежать неприятных ощущений, аллергии. Учитывается не только размер головы артиста, но и наличие парика.
Головные уборы у героев самые разнообразные. Так, у бояр и боярынь они высокие с тесьмой, с драпировкой. У половцев тюбетейки с декоративными элементами. Для Ярославны головной убор собран из кружева. Для свадебного обряда изготовлены специальные венки с цветами. У представителей народа – мягкие головные уборы, у Ерошки – меховая шапка. Особая работа проделана со шлемами русичей. Они распечатаны на 3D-принтере и были не приспособлены к анатомии головы. Шлемы из жесткой круглой основы сгинали путем нагрева… Ну а потом состарили, покрасили, изготовили подкладку.
– В головных уборах должно быть удобно, – продолжает Александр Козлов. – В моем специальном журнале есть сведения о каждом артисте. Я знаю не только размеры головы, но и структуру волос каждого из них.
Бутафоры, портные, художники театра работают сообща, помогают друг другу.
– Нюансов очень много, – рассказывает портная бутафорского цеха Светлана Баранова. – Сейчас я заканчиваю отшивать шкуру медведя внушительных размеров (размах лап – 2,2 метра, длина тела – 2,5). Уже пришиты нос, когти, уши, вид у зверя устрашающий. На сцене шкуру предстоит бросать не только артистам-мужчинам, но и женщинам. И если режиссер сочтет ее слишком большого размера и тяжелой, то будем все переделывать. И так с каждым предметом, на сцене во время репетиций проводится большое количеств корректировок. Перед каждой премьерой в театре царит напряженная обстановка, каждый цех выкладывается по полной программе.
Открытие нового сезона русской оперой «Князь Игорь» Александра Бородина по всем параметрам – амбициозный проект. Однако у него есть все основания быть успешным: окрепший и сплоченный коллектив «Царицынской оперы» работает в тандеме с приглашенным режиссером Павлом Сорокиным – одним из самых талантливых и перспективных режиссеров России (в августе его назначили главным режиссером Ростовского музыкального театра).
Анжела Буцких