Дело возбудили по заявлениям бдительных волгоградцев.
Волгоградское УФАС РФ вынесло решение по делу, в котором наружная реклама сети суши и роллов «ЁбиДоЁби» в Волгограде была признана ненадлежащей.
В деле оценивалась наружная реклама в месте расположения суши-бара — изображение сета и подпись: «Не материмся и вкусно готовим. Набор «КуниЛи» 2 кг. ЁбиДоёБи Sushi &Rolls».
- Красноярская сеть суши и роллов, использующая с 2016 года агрессивный маркетинг, совсем недавно пришла в Волгоград. Этим летом в городе открылись два её заведения, - сообщили "Городским вестям" в пресс-службе УФАС по Волгоградской области. - Дело было возбуждено по заявлениям волгоградцев. В заявлениях горожане писали, что реклама размещена рядом с остановкой, в жилом районе, неподалёку от школы, детского сада и колледжа.
Один из заявителей отметил, что Волгоград и его жители достойны более уважительного отношения к себе не только из-за героической истории, но и ради молодого поколения: детей надо приучать к культуре, а не к мату. А привлечение внимания к продукции таким вот образом волгоградец назвал мерзким.
Рекламу оценивали на заседании экспертного совета по применению рекламного законодательства при Волгоградском УФАС России. Дело было возбуждено в отношении предпринимателя, осуществляющего деятельность в заведении. Но на первом заседании предприниматель объяснил, что работает по франшизе, все рекламные материалы представило ООО «Ёбидоёби» на основании сублицензионного договора. Был также представлен сертификат регистрации торговой марки на территории США, согласно ему слово ЁбиДоЁби, написанное кириллицей, зарегистрировано как не имеющее значения, а также международный сертификат регистрации торговой марки.
Кроме того, предприниматель указал, что коммерческое наименование «ЁбиДоёби» передает русскими буквами японский текст «день недели – суббота», а слово «КуниЛи» в переводе с японского языка означает «страна, государство». В качестве ответчика по делу привлекли также ООО «ЁбиДоЁби» из Красноярска.
Антимонопольный орган выяснил, что Роспатент ещё в 2019 году отказался регистрировать в качестве товарного знака слово «ЁбиДоЁби». Отказ был обжалован, но Суд по интеллектуальным правам в 2020 году подтвердил законность отказа. Тогда основатели сети попытались зарегистрировать знак через США, как международный, что тоже завершилось провалом. На сегодняшний день на территории России отсутствует правовая защита обозначения ЁбиДоЁби как средства индивидуализации.
Волгоградское УФАС вынесло решение о признании этой рекламы ненадлежащей, нарушающей требования Закона о рекламе, так как в ней использованы слова производные от бранного, а также непристойные выражения.
- Это была очень любопытная и поучительная история создания и развития бренда. Мы увидели, что грязным и нечистоплотным методам маркетинга можно противостоять. Бизнесмены, использующие подобные «изобретательные» приемы, рискуют не только сами, но и подвергают рискам своих партнеров, - прокомментировала заместитель руководителя УФАС Ирина Никуйко.
Управление выражает благодарность члену экспертного совета при волгоградском УФАС Россиикандидату юридических наук, доценту кафедры финансового и предпринимательского права ВИУ РАНХиГС при Президенте РФ Дмитрию Кожемякину за помощь.