Речной вокзал! К слову, речные пристани были на месте этого здания с очень давних времён.
Ещё в середине XIX века здесь располагались причалы многочисленных пароходных компаний, работавших по всей Волге, а вдоль берега была протянута линия железной дороги, которая с одной стороны присоединялась к станции «Волжская» (донское направление), а с другой стороны выходила на железную дорогу, идущую в Москву.
Берег Волги в те времена использовался очень интенсивно, однако была у этого явления и обратная сторона: в городе не было набережной, весь берег был полностью задействован в хозяйственной деятельности. Такое положение сохранялось здесь до самой войны, но после Сталинградской битвы было решено полностью переосмыслить назначение и вид Центральной набережной.
В те времена здесь поставили деревянный дебаркадер, выполнявший роль вокзала, к строительству же капительного здания долгое время не могли приступить из-за значительных технических сложностей: берег Волги был расположен слишком близко к откосам, на которых расположена центральная лестница. В результате пришлось расширять в этом месте береговую полосу, увеличивая сухопутное расстояние, на котором уже появилась возможность разместить здание речного вокзала.
Вокзал, в котором на тот момент была значительная потребность, изначально строился для рекорда. Его протяжённость составила 296 метров, что соответствует длине Красной площади в Москве. Благодаря этому здание и получилось самым большим речным вокзалом Европы.