Каждый день праздничной недели для наших предков имел особое значение.
Пару лет назад перед Масленицей в России случился настоящий блинный бум. Социальные сети пестрели фотографиями, авторы которых делали селфи с блинами на лице. Наши предки, лишенные удовольствия сделать снимок еды непосредственно перед ее употреблением, также придумывали развлечения на свой вкус. Так, каждый день Масленой недели они устраивали то, что мы бы назвали тематическими вечеринками. «Городские вести» знакомят читателей с самыми интересными обычаями Масленицы, которым следовали сотни лет назад.
Понедельник. «Встреча»
Первый день Масленицы, как правило, проводили у печи. Блины были не просто угощением, а символом солнца и наступающей весны. Готовили их впрок: если у расчетливых европейцев не было принято даже на праздники выставлять на стол больше кушаний, чем физически могут вместить в себя гости, то на Руси господствовал иной подход. Отголоски этого обычая сказываются и на нас, доедающих новогодние салаты почти до Рождества.
Вернемся, однако, к Масленице. В первый день праздника к подбору гостей относились довольно скрупулезно. Собирались узким кругом, мы бы назвали это закрытой вечеринкой.
В понедельник из ветоши делали чучело Масленицы. В языческие времена оно олицетворяло богиню Морану. Морана, к слову, приходилась женой знакомому всем из детских сказок Кощею и по совместительству отвечала за зимние холода. Сжигая чучело, наши предки недвусмысленно давали понять жестокой богине, что ей пора возвращаться в царство мертвых к давно заждавшемуся мужу.
Соорудив куклу, крестьяне начинали откровенно хулиганить. Одной из типичных выходок была следующая: вывести корову из стойла, обуть в лапти и так водить по деревне. Историки до сих пор пытаются найти смысл в этом. Наверное, если бы удалось спросить самих крестьян, зачем они натянули на буренку лапти, то в ответ мы бы услышали что-то в этом духе: «Ну, корова. Ну, в лаптях. Ну, смешно же». В общем, в отсутствие кино и социальных сетей наши предки развлекались, как могли.
Вторник. «Заигрыш»
Вдоволь почревоугодничав в первый день Масленицы, второй день праздника крестьяне посвящали сладострастию. Заигрыш был неким аналогом популярного сейчас Дня святого Валентина. Стоит ли говорить, что картонные открыточки в этом случае заменялись калачами, блинами и хмельным медом? Воистину путь к сердцу через желудок.
По вторникам красные девы садились у окна и начинали ждать прекрасных принцев. Принцы запрягали сани и под звон колокольчиков въезжали прямо во двор к потенциальной невесте.
Традиционно в праздник молодым людям позволялось немного более распущенное поведение, нежели обычно (эта традиция также уходит корнями в языческое время с его культом плодородия). Девушки могли вполне благосклонно воспринимать фразочки, за которые в другое время огрели бы потенциального женишка ухватом. Пока старшее поколение снисходительно смотрело на молодежь, поедая очередной блин с икрой, парни и девушки увлеченно заигрывали. Обычно к Красной горке заигрыш заканчивался свадьбами и последующим бэби-бумом.
Среда. «Лакомки»
Утомившись на любовном фронте, русские казановы посвящали среду еде и сну. А вот их избранницам уже было не до отдыха: они начинали готовить приданое.
Тех, кто уже был женат, ждало серьезное испытание – ужин с тещей. Видимо, именно с тех пор ведут свою историю бородатые анекдоты про их нелегкие взаимоотношения.
Кроме блинов угощали обычно ватрушками, варениками, оладьями, другими сластями.
Четверг. «Разгул»
Первые несколько дней Масленой недели некоторые не поддавались всеобщей вакханалии и продолжали самым неприличным образом работать дни напролет. С четверга это становилось уж совсем непозволительным – начинался разгул, бессмысленный и беспощадный.
Так как у добрых молодцев не было интернет-игр и форумов, где можно облить оппонента грязью, то свои эмоции они выплескивали в кулачных боях. Несмотря на кажущуюся жестокость и дикость, бои проходили по правилам. Например, тот, кто добивал лежащего, сразу лишался статуса альфа-самца. Сами участники относились к происходящему скорее как к способу выпустить пар, а не как к серьезному побоищу. Сразу после боя соперники братались и начинали иное соревнование – кто кого перепьет.
По деревне водили уже не корову в лаптях, а козу в платке. Тоже исключительно ради потехи.
Еще одно побоище четверга – строительство и разрушение снежного городка. В этом плане нашим предкам повезло больше, чем нам: в Волгограде легче соорудить грязевую крепость, а залежалым, обледеневшим снегом и голову проломить недолго.
Вечерами молодцы, растерев свежеполученные синяки и допив хмельной мед, собирались в бойс-бэнды с бубнами и балалайками и шли колядовать. В репертуаре бойких ребят были песни про прелести дочери хозяина дома и даже про его жену. В любой другой день это могло считаться оскорблением, но только не в Масленицу. За свои серенады колядующие получали блины и вино. Неудивительно, что с каждым домом песни становились все развязнее.
Пятница. «Тещины вечерки»
Если в среду зять шел к теще на посиделки, то в пятницу она наносила ответный визит, причем брала с собой своих подружек. Бедный хозяин оказывался в компании женщин глубоко постбальзаковского возраста. В этот вечер он должен был быть настоящим джентльменом, всячески демонстрируя свое почтение собравшимся.
По поводу происходящего в масленичную пятницу сложилась поговорка «У тещи зятек – любимый сынок». Трудно сказать, сколько в этой поговорке искренности, а сколько сарказма.
Суббота. «Золовкины посиделки»
Примерно то же самое, что и тещины посиделки, но уже с родственниками мужа. Доказать, что женины блины ничуть не хуже маминых – задача архисложная, а иногда и просто невыполнимая. Впрочем, на посиделках присутствовали и незамужние подружки невестки, что немного разряжало обстановку.
Жена должна была вручить сестре мужа какой-нибудь дар, чтобы задобрить ее (непонятно, правда, с какой целью). Отчего-то сложился стереотип, что золовка должна люто ненавидеть девушку, вышедшую замуж за ее брата, относиться к ней по-другому считалось просто непристойным. Само слово «золовка» якобы происходит от «зло».
Воскресенье. «Проводы»
Кульминация праздничной недели, а также Прощеное воскресенье. В этот день все напоминает о грядущем посте. Даже с несъеденной скоромной едой наши предки поступали так же, как сейчас с «санкционкой»: выбрасывали и сжигали.
Огонь ждал и чучело Масленицы, то есть Мораны. Семь дней ее таскали по улицам и лишь в воскресенье жгли дотла. Пепел традиционно рассыпали по полям. Считалось, что это поможет вырастить хороший урожай.
Наши предки шли в баню и символически смывали с себя грехи. В тот же день было принято ходить на кладбище, чтобы навестить усопших. На смену играм и разгулу приходил аскетизм.