Совместный фотопроект «Городских вестей» и Музея-заповедника «Сталинградская битва».
Время напоминает поезд, где годы-вагоны все дальше и дальше уносятся вдаль. Мы же стоим на перроне настоящего и можем лишь смотреть вслед ушедшему, которое постепенно стирается из памяти поколений. Очевидцы Великой Отечественной войны неумолимо оставляют нас, унося с собой подлинные, красочные воспоминания о тех годах. Нам же остаётся лишь чёрно-белая фотография военной хроники: чёрно-белое небо, чёрно-белые лица, чёрно-белая техника… словно они припорошены пеплом времени.
Мы решили это исправить и сделать героев совместного фотопроекта снова полными красок, живыми и молодыми, какими они были тогда. Для этого в честь праздника мы раскрасили исторические, редкие фотографии и негативы из фондов Музея-заповедника «Сталинградская битва». А для того, чтобы можно было сравнить, оставили рядом чёрно-белые оригиналы. Подписи под фотографиями сохранены в виде, указанном в фондах музея.
В «Сталинградской битве» собрано огромное количество фотографий о войне. В годы Великой Отечественной войны музей, который тогда назывался Музеем обороны Царицына им. тов. Сталина, находился в эвакуации. Уже в ноябре 1942 года Военный совет Сталинградского фронта и городской комитет обороны приняли решение по сбору материалов о героических защитниках Сталинграда для будущего Музея обороны Сталинграда. И работа по сбору началась.
Первая фотография была занесена в книгу поступлений под № 98/2 в 1951 году. На ней был запечатлён Василий Викторович Конев, работник колхоза «Большевик» Бударинского района Сталинградской области, который купил на свои сбережения самолет и подарил его Красной Армии. На этом самолёте летал трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Всего же фондовая коллекция «Фотоисточники» музея включает в себя более 23 000 единиц хранения. Среди них - негативы на стекле и плёнке, отпечатанные фотографии.
Работать с негативами, которые хранятся в фондах Музея-заповедника, можно только в хлопчатобумажных перчатках, так как каждый отпечаток пальца является повреждением для эмульсионного слоя, брать фотографию или негатив нужно только за края.
Условия хранения оригиналов негативов и фотографий строго выдержаны. Каждый негатив обернут микалентной бумагой и вложен в бумажный конверт, на котором написан инвентарный номер и приклеен контрольный отпечаток. Негативы хранятся вертикально в металлических картотечных шкафах. Для сохранения хрупких музейных предметов – негативов на стекле – в фотолаборатории изготовляются их страховые копии на пленке.
Коллекция негативов музея разнопланова и охватывает период от 1910-х до 1990-х годов. Особый интерес вызывают негативы фотокорреспондентов – участников Сталинградской битвы: Г. Зельмы, Я. Рюмкина, Г. Липскерова, П. Трошкина. Они уникальны именно тем, что были сделаны здесь, в Сталинграде, во время боёв, в трудных, неприспособленных условиях.
Всего на фронтах Отечественной войны фотолетопись вели более двухсот репортеров. В Сталинграде побывала примерно четверть из них. Одни приезжали в командировку, другие были распределены по отдельным фронтам, армиям и жили там вместе с бойцами, откуда посылали отснятые пленки своим агентствам и редакциям: Э. Евзерихин (фотохроника ТАСС), Г. Зельма (газета «Известия»), Я. Рюмкин (газета «Правда»).
Третьи – фотокорреспонденты фронтовых, армейских газет, которые, как правило, не только фотографировали, но и писали, и всю войну прослужили в своих воинских частях: Н. Боде (газета Юго-Западного фронта "Красная Армия»), Г. Липскеров (газета 64-й армии «За Родину»), А. Фридлянский (газета 57-й армии «Сталинский воин») и др.
Выезжающие фоторепортеры работали в сравнительно лучших условиях. В тылу их всегда ожидали оборудованные лаборатории, в то время как остальные изо дня в день выполняли свое нелегкое дело в полевых редакциях. Обычно это были грузовые автомобили с деревянной надстройкой, которые в перерывах между переездами служили не только лабораторией и редакцией, но и типографией, и «спальней», когда выпадала минутка для сна.
Самый трудный путь был у тех, кто находился в осаждённом Сталинграде. Они проявляли фотографии в разрушенных домах, землянках. Как вспоминал Георгий Зельма: «Особенно трудно было обрабатывать плёнку. В блиндажах от каждого разрыва осыпалась с потолка земля. Проявляли в растопленном на печурке снегу». Вспышки фотоаппаратам иногда заменяли снарядным дистанционным порохом.
Но самое страшное не быт, а поле боя, на которое фотокорреспондент зачастую выходил вместе с бойцами. Другой возможности снять кадр не было – дальше 30-35 метров тот просто расплывался. Поэтому для того, чтобы сделать тот или иной снимок на передовой, от него часто требовалось немалое мужество.
Они старались запечатлеть каждое мгновение, понимая, как это важно не только для них, но и для будущего, – они снимали для потомков, для нас.
– Однажды мне нужно было попасть в подразделение, ведущее бои за так называемый Г-образный дом. В сопровождении двух автоматчиков я пробрался к переднему краю обороны. И вдруг гитлеровцы прорвались на перекрёсток улицы. Завязался бой. Выпустив несколько автоматных очередей по врагам, я сделал снимок, который считаю своим лучшим, – писал в воспоминаниях Яков Рюмкин.
– Мы снимали бои, различные эпизоды военных действий, но больше всего – людей, потому что каждый боец заслужил, чтобы его знала вся страна, – вспоминал Яков Рюмкин.
Фоторепортёры снимали бойцов в окопах переднего края, в наступлении – тех, кто шёл в первых рядах атакующих. А в минуту затишья – как повар готовит еду, солдаты обедают в окопе, пишут письма домой, чинят сапоги или бреются.
Наравне с мужчинами-фотокорреспондентами снимали Сталинградскую битву и женщины – Галина Санько и Наталья Боде. Через тридцать лет после победных салютов Галина Санько честно рассказывала, что это значило для неё: «Я не боялась трудностей, плохой жизни, отсутствия удобств. Всё старалась преодолеть так же, как и мужчины».
Для фотокорреспондентов Сталинград стал «репортёрской удачей». Они оказались в нужное время в нужном месте. Здесь решалась судьба не только нашей страны, но и без преувеличения всего мира. Здесь, в Сталинграде, они сделали уникальные снимки: начало контрнаступления, соединение фронтов, пленение фельдмаршала Паулюса, залпы Победы и кульминация этой Победы – торжественный митинг на площади Павших Борцов. Кадры, сделанные в Сталинграде, входят в золотой фонд мировой военной фотографии.
По воинским меркам труд фотокорреспондентов считался нелёгким и опасным. За участие в Сталинградской битве многие фоторепортёры были награждены боевыми орденами и медалями. Так, за проявленное мужество, исключительную работу по созданию исторического материала по обороне города Сталинграда Г. А. Зельма был награждён орденом Красной Звезды. Его фоторепортажи о величайшем сражении на Волге стали классикой военной фотожурналистики.
Но немало из них отмечено не только за свои журналистские дела, но и за непосредственное участие в боях. Например, Г. Липскеров, кроме медали «За оборону Сталинграда», был награждён медалью «За отвагу».
Со Дня Победы в Сталинградской битве минуло 75 лет. Героический подвиг народа не утратил своего величия и значения. И каждый кадр – это уникальная возможность стать очевидцем тех событий, возможность вернуться и увидеть прошлое.