«Демилитаризированный» князь Игорь: в «Царицынской опере» поставили совершенно необычное прочтение шедевра Бородина
Уже завтра в Волгограде состоится премьера оперы «Князь Игорь». Билеты на первые показы раскупили заранее: и на субботу, и на воскресенье билетов уже нет.
Но опера будет идти еще долго. Корреспондент "Городских вестей" побывала на предпремьерном показе, поговорила с режиссером и дирижером и делится впечатлениями.
Конные витязи и движущиеся декорации
Для чего люди ходят в оперу? Чтобы послушать великолепную музыку и голоса и чтобы увидеть яркое шоу. И всего этого в «Князе Игоре» предостаточно. Одно лишь солнечное затмение на сцене чего стоит!
Впервые в опере покажут кино. На сетчатом театральном занавесе появляется не только видеопроекция летящих облаков, грозовых туч и прочих декораций, но и кровавая сеча русских витязей с половцами. Витязи на конях на фоне заката — нарезка из исторических фильмов вроде «Орды» и «Александра Невского». А вот лица кидающегося с криком на врагов князя Игоря и его соратников крупным планом снимали специально для спектакля в стенах «Царицынской оперы». Смонтировано все так, что смотрится очень органично.
И когда князь Игорь поет свою знаменитую арию «О дайте, дайте мне свободу!», мы понимаем, что это не о свободе от половецкого плена, а об освобождении для искупления скованной муками совести души. Игорь вспоминает лица своих воинов, погибших из-за его неразумных действий и амбиций. И лица эти появляются одно за другим в театральных «небесах».
Особенно хочется отметить великолепно продуманные декорации. Одни и те же предметы на сцене при развороте превращаются то в памятные камни у дороги с высеченными строками из «Слова о полку Игореве», то в княжеские палаты. А движущееся «бетонное» кольцо, символизирующее, по словам режиссера Павла Сорокина, закольцованность всех сюжетов на Земле, обозначает то объятую языками пламени крепость, то круг судьбы.
Опера-трансформер и призыв к миру
Опера «Князь Игорь», если прослушать всю музыку Александра Бородина и тех, кто пытался дописать это незаконченное произведение великого русского композитора, занимает часа четыре. В «Царицынской опере» зрителей пощадили: опера идет 2,5 часа. На сцене задействованы 200 человек. Это и оперные певцы, и балетная труппа. «Князь Игорь» — самая масштабная постановка за всю историю «Царицынской оперы».
Учитывая, что опера была недописана, «Князь Игорь» — это опера-трансформер, — говорит режиссер постановки Сергей Гринев. — Некоторые музыкальные партии можно переставлять местами, менять во времени. Поэтому кое-что в либретто может удивить. Мы же новаторы. У нас и князь Игорь «демилитаризованный».
Приглашенный режиссер постановки Павел Сорокин, главный режиссер Ростовского музыкального театра, считает, что вся опера «Князь Игорь» в новом прочтении — это призыв к миру.
— Князь Игорь — очень неоднозначная фигура. Из-за своей алчности и амбиций он пошел на половцев, погубил всю свою рать и навлек в итоге войну и бедствия на родной край. Но считается, что и «Слово о полку Игореве», и опера «Князь Игорь» — это произведения о патриотизме и героизме русских людей.
— А для вас о чем «Князь Игорь»?
Для меня это прежде всего произведение о человеке, о том, как меняется его сознание и его душа под влиянием войны, чувства вины и сильнейших переживаний. Посмотрите оперу, и вы увидите, что у нас князь Игорь — нестатичная фигура. Он меняется от действия к действию. Он эволюционирует. Если в начале он думает только о воинской славе и о богатой добыче, то уже в стане Колчака его мучает совесть. Он думает о погибших по его вине воинах. И этот груз до конца жизни будет висеть на нем. А в конце мы оставляем открытый финал. Князь Игорь уже хочет мира. Он понимает, что война — это путь в никуда. Нужно строить мирную жизнь у себя на родине, там наводить порядок. Но он вернулся, и горожане, чьи сыновья погибли на поле брани с половцами, хотят отомстить и призывают князя Игоря начать новый поход. Замкнутый круг. Поэтому в финале князь Игорь стоит на сцене один, и он в смятении.
В ткань оперы органично вплетены появляющиеся на занавесе цитаты из «Слова о полку Игореве» и балет. «Половецкие пляски» — это очень зрелищный фрагмент оперы, который непременно понравится зрителям.
А великолепная работа артистов — князя Игоря (Максим Орлов), Ярославны (Анна Девяткина), лодея князя Галицкого (Александр Елейник) и актеров другого состава — никого не оставит равнодушным.
Ольга Поплавская