Волгоград, 9 апреля. В Волгоградской синагоге прошел праздник Пейсаха. Самый древний из еврейских праздников в этом году приходится на период с 3 по 11 апреля. Пейсах, по-русски Пасха, связан с важнейшим событием — выходом из египетского рабства и формированием еврейского народа как нации.
Еврейская Пасха празднуется примерно в тот же период (с 15-го числа месяца Нисан), что и христианская.
— Этот праздник один из трех главных. С Пейсаха начинают отсчитывать 7 недель до праздника дарования Торы. В эти дни наступает лето, и мы начинаем просить в молитве о росе, — рассказала председатель совета Волгоградского еврейского общинного центра Яэль Иоффе.
— В эти дни важно рассказать детям историю народа для передачи традиций и сохранения исторической цепочки. Потому что если память не переходит от одного человека к другому, она умирает. Один из главных уроков Пейсаха — это глубокое переживание нашей еврейской идентичности, когда каждый еврей должен чувствовать себя так, как если бы он сам вышел из Египта. Каждое поколение должно видеть преемственность, свою неразрывную связь с предыдущими поколениями и с Богом, который вывел наших предков из египетского рабства, — поздравил собравшихся главный раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе.
У праздника, помимо Песах, несколько названий — праздник весны и свободы и праздник пресного хлеба: в эти дни иудеям запрещается употреблять в пищу хлеб и продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Их заменяет особый хлеб — маца, приготовленный только из муки и воды. Маца служит символом скромности и того, что жизнь возможна только при помощи небес.
На Пейсах запрещено не только печь, но даже иметь в доме квасной хлеб, поэтому перед праздником жилье тщательно убирают, чтобы не осталось никаких следов квасного. Маца напоминает о том, что, когда евреи бежали из Египта на свободу, они не успели даже испечь хлеб в дорогу, и им пришлось смешивать муку с водой, делая пресные лепешки.
В дни Пасхи каждая семья устраивает праздничную трапезу — седер, или «порядок». Ее обычаи не меняются уже много веков. Первые два вечера семья собирается за праздничным столом, перечисляя десять египетских казней.
Седер начинается словами: «Вот вам хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте; каждый, кто голоден, пусть приходит и ест». Во время седера читают повествование об Исходе и едят символические блюда.
— Во время трапезы на стол ставят вино, свечи, тарелку с мацой и блюдо для седера. На блюдо кладут марор — горькую зелень, чтобы напомнить о горечи рабства, харосет — смесь сладких фруктов и орехов. Если в эту смесь добавить вино, она будет похожа на глину. Это служит напоминанием о глине, из которой евреи-рабы делали кирпичи для строительства пирамид. Вареное яйцо на столе — это символ жизнестойкости нашего народа, чем больше испытаний ему приходится преодолеть, тем он крепче, как и яйцо, которое, чем дольше варишь, тем оно крепчает. Соленая вода на столе олицетворяет слезы, пролитые в рабстве. Но главное место в трапезе занимает рассказ об Исходе, — рассказала Яэль Иоффе.
На празднике в синагоге можно было вспомнить историю, сыграв в цифровой калейдоскоп и обратный пасхальный кроссворд. Самые активные получили подарки.
— Сегодня у нас настоящий праздничный вечер Пейсах. Седер прошел по многовековой традиции, а вкусный пасхальный стол сплотил членов общины всех возрастов, — поделился один из активистов общины Александр Розенцвет.
В конце вечера прозвучала песня, которая по традиции завершает пасхальный седер «В следующем году в Иерусалиме!» — песня надежды и веры в то, что «в следующем году мы будем праздновать Пейсах всем единым народом в святом городе Иерусалиме!».