Театральный критик Елена Езерская: «Результаты проверки НЭТа потрясли, как в свое время потрясли его спектакли»
Специалист поделилась своим видением сложившейся ситуации.
Вчера КСП поделилась отчетом, в котором были зафиксированы многочисленные нарушения, связанные с расходованием бюджетных средств и начислением зарплат. Ситуацию, сложившуюся вокруг НЭТа, прокомментировала театральный и музыкальный критик, драматург, писатель Елена Езерская.
– Судя по прочитанным мною публикациям, в Волгограде в отношениях между конкретным театром и представителями государственной власти (учредителем театра) сложилась кризисная ситуация. Необходимо оперативно и радикально навести порядок в этих отношениях – отношениях работодателя и нанятого работника – и построить более четкие правила их установления. И не надо стесняться характера этих отношений: государство в лице региональных властей фактически содержит театр, и поэтому оно вправе требовать отчет за свои вложения в его содержание и развитие. Наши театры вообще, и волгоградский драматический театр (НЭТ) в том числе, являются государственными, они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним со стороны государства, и соблюдать законы государства, прежде всего в организационно-правовой и финансовой сферах деятельности.
В общественном мнении НЭТ вот уже двадцать лет остается театром эксклюзива. Я помню театр, когда он только был создан, когда это был едва ли не первый на всю страну подобный сценический эксперимент. Когда были созданы практически идеальные и организационные, и финансовые, и творческие условия, и театр в полной мере соответствовал своему статусу экспериментального, нового слова в театральной практике. Его спектакли были новы и свежи, они производили неизгладимое впечатление. Мы к НЭТу относились как к театру – во многом лидеру среди региональных театральных коллективов. Но развитие страны, в том числе и экономическое, проходило так, что сегодня большинство театров в крупных российских городах мало чем отличаются от НЭТа того времени. Собственно говоря, сегодня таким стал практически каждый заметный региональный театр. А эксперимент, творческий и организационный, – это уже другие сцены, другие города. И НЭТ уже не театр эксклюзива и не театр-лидер. Но отношение к самим себе внутри театра, по-видимому, осталось тем же, многолетней давности. И возможно, именно поэтому театр удивляется происходящему: как же это – мы такие удивительные, исключительные, а к нам – как в обычную организацию приходят с проверкой и в своих оценках не оглядываются на величие пройденного нами пути... Но ведь это нормально – если ты используешь государственные средства, оно иногда захочет проверить, правильно ли ты это делаешь. Так что ничего исключительного или заказного я в проверке НЭТа не вижу. И нет у меня оснований подвергать сомнению приведенные в отчете цифры, хотя они не просто впечатляют. Они потрясли, как в свое время потрясли спектакли НЭТа.
Что касается авторских гонораров, это вообще какая-то фантастическая вещь для меня лично. Я и сама автор, и по прочтении этих цифр у меня было легкое состояние шока и крупной зависти, потому что, когда я веду переговоры с театрами о проценте авторских отчислений, они всегда заканчиваются просьбами об уменьшении твоих (не важно – драматурга, композитора) процентов, и именно из-за необходимости для театра войти в бюджет спектакля. Чтобы что-то еще осталось в театре, чтобы хватило на то, на то и на то. Уговорить и разжалобить директора театров умеют, и сам не понимаешь иногда, как вдруг ты начинаешь им сочувствовать и понижаешь этот самый процент. Наверное, в случае с НЭТом причина в том, что режиссер и администрация театра – фактически в одном лице, сам с собою договаривается. Но размер сумм по этим договорам вызывает огромное удивление, и было бы полезно и для себя на будущее узнать, а из чего складывается такой гонорар. В театрах, как правило, существует госзаказ. И авторских отчислений режиссерам-постановщикам за спектакли, поставленные в рамках госзаказа, обычно нет, потому что постановщик – сотрудник театра и делает эту работу за зарплату. А авторские отчисления идут по тому роду деятельности, который не связан со штатной работой.