Повышение уровня заработной платы, создание условий для своевременной ее выплаты, легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда остается одной из основных задач в сфере социально-правовых отношений.
Проблема заключается в том, что значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги из фонда оплаты труда в полном объеме, часть зарплаты выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах. В результате бюджет России и внебюджетные фонды недополучают в виде налогов и сборов существенные суммы.
На актуальные вопросы о работе налоговых органов по легализации заработной платы отвечает заместитель руководителя УФНС России по Волгоградской области Елена Васильевна Ямцова.
1. Работа налоговых органов по легализации заработной платы – это какое–то «ноу-хау»?
Е. В. Ямцова: Нет, в регионе работа по легализации «теневой» заработной платы начата еще в 2003 году, когда в налоговых органах были созданы рабочие группы и комиссии по легализации объектов налогообложения.
В настоящее время проблема «теневой» заработной платы продолжает оставаться одной из самых актуальных и острых по всей стране.
Несмотря на то, что налоговые органы вместе с другими государственными структурами не первый год ведут борьбу с нелегальной оплатой труда, доля работодателей, уклоняющихся от уплаты страховых взносов, продолжает оставаться значительной, а количество жалоб граждан на «конвертные» выплаты не снижается.
На текущий момент доля работодателей, выплачивающих заработную плату ниже регионального минимума, составляет чуть менее 50% от общего количества работодателей, производящих выплаты работникам.
Поэтому легализация налоговой базы является одним из приоритетных направлений работы налоговых органов региона.
Мероприятиям по выявлению и пресечению «конвертных» выплат уделяется все больше внимания; задействуется все больше ресурсов: трудовых, временных, материальных и информационных; разрабатываются новые автоматизированные системы контроля за работодателями, нарушающими налоговое и трудовое законодательство.
У Правительства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы данная деятельность находится на особом контроле.
2. Налоговые органы в одиночку проводят «борьбу» с «теневой» заработной платой?
Е. В. Ямцова: Данная работа проводится во взаимодействии с органами исполнительной власти Волгоградской области, местными органами власти, Пенсионным фондом Российской Федерации, правоохранительными органами.
Постановлением губернатора Волгоградской области (от 29.03.2020 № 2822013 в ред. от 05.02.2018) утверждена Программа взаимодействия органов власти всех уровней по пополнению доходной части бюджетов, внебюджетных фондов и экономии бюджетных средств.
При администрациях всех районов и городов области были созданы межведомственные комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов.
Активную помощь и поддержку в работе по легализации заработной платы нам оказывает прокуратура Волгоградской области. С участием сотрудников прокуратуры на заседаниях комиссий заслушиваются наиболее проблемные плательщики, имеющие риски нарушения налогового и трудового законодательства. По результатам заслушиваний рассматривается вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.
Совместно с сотрудниками полиции проводятся мероприятия («обходы») территорий наибольшего скопления объектов предпринимательской деятельности (торговых точек, салонов красоты и парикмахерских, мест оказания различных бытовых услуг (по ремонту обуви, часов, пошиву одежды и др. изделий)) для выявления неоформленных работников.
3. Какие работодатели попадают в «поле зрения» межведомственных комиссий?
Е. В. Ямцова: Объектами пристального внимания контролирующих структур являются работодатели, выплачивающие заработную плату менее установленного на территории региона минимального размера (на 2020 год – 14 032 рубля).
Помимо этого контрольные мероприятия будут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих риски неформальной занятости. Это, например, работодатели, виды деятельности которых предполагают обязательное наличие наемных работников; имеющие несколько объектов деятельности и/или контрольно-кассовой техники; заявляющих значительные обороты при отсутствии или небольшом количестве официально оформленного персонала.
Данные плательщики в приоритетном порядке и все без исключения приглашаются на заслушивание как имеющие риски нарушения трудового законодательства.
Также под контролем работодатели, которые выплачивают заработную плату ниже, чем в среднем по видам экономической деятельности по сведениям Волгоградстата. Но в отношении этих плательщиков дополнительно проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности для оценки текущего состояния организации, мониторинг движения денежных средств по банковским счетам в целях выявления возможных источников выплаты «серой» заработной платы.
Предварительно перед приглашением на заседание запрашиваются пояснения у плательщиков в целях самостоятельной оценки рисков.
После изучения в совокупности всех полученных данных решается вопрос о вызове на заседание комиссии.
4. Какие последствия для работников, получающих заработную плату «в конвертах»?
Е. В. Ямцова: Работникам, согласившимся на получение зарплаты «в конвертах», следует помнить о негативных последствиях такого решения, начиная от соучастия в налоговом правонарушении, заканчивая ограничением прав на положенное социальное обеспечение.
Недавно в одном из СМИ региона был проведен онлайн-опрос о согласии волгоградцев получать заработную плату в конвертах. Парадоксально, но значительная часть принявших участие в опросе была не против получать нелегальные выплаты. В комментариях была указана причина – маленькие пенсии, непропорциональные получаемой ранее заработной плате.
Необходимо знать, что нелегальная заработная плата влияет не только на сумму будущих пенсий. В минимальном размере работник получает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за детьми, компенсации при увольнении.
Работники, получающие такую заработную плату, рискуют не получить кредиты в желаемых размерах и визы при выезде за границу, теряют возможность возврата из бюджета части денежных средств, затраченных на приобретение жилья, лечение и обучение.
Гражданин не защищен в случае получения травмы или профессиональных заболеваний, так как он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В налоговые органы поступает большое количество жалоб на выплату заработной платы «в конвертах» именно в случаях, когда работники столкнулись с этими проблемами и не получили положенное государственное обеспечение.
5. А чем рискуют работодатели, выплачивая «серую» заработную плату?
Е. В. Ямцова: Работодатели, не желающие уплачивать обязательные платежи из фонда оплаты труда, нарушают налоговое законодательство и конституционные права граждан на получение государственных гарантий и компенсаций, социальное и пенсионное обеспечение.
Поэтому, помимо проведения мероприятий в рамках работы межведомственных комиссий, в отношении таких работодателей возможно назначение выездных налоговых проверок.
При подтверждении фактов ухода от налогообложения работодатели привлекаются к налоговой и уголовной ответственности.
В случае неявки на заседания комиссий должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности.
Кроме того, с 1 января 2020 года установлена возможность взыскания налоговым органом по результатам проведенных проверок неправомерно не удержанного НДФЛ не с физического лица, а с налогового агента. Если налоговый агент неправомерно не удержал налог (хотя имел возможность это сделать из денежных выплат физическому лицу - налогоплательщику), неудержанный НДФЛ будет доначислен именно ему и будет взыскиваться не за счет средств физического лица, у которого занижен налог, а за счет средств налогового агента.
6. Приносит ли деятельность комиссий фактические результаты?
Е. В. Ямцова: Итогом проводимой работы стало ежегодное снижение количества работодателей, выплачивающих заработную плату ниже федерального МРОТ и регионального минимума.
Также по результатам работы комиссий за 5 лет около 18 тысяч работодателей увеличили зарплату своим сотрудникам, легализовано более 2778 работников, дополнительно поступило более 1 млрд рублей зарплатных налогов, к которым относятся страховые взносы и НДФЛ.
7. Каковы перспективы такой работы, планируется ли внесение изменений в законодательство?
Е. В. Ямцова: В настоящее время на федеральном уровне рассматривается вопрос о предоставлении межведомственным комиссиям больших полномочий, законодательном закреплении их статуса.
Текущая работа будет продолжена с учетом расширяющихся возможностей налоговых органов в плане получения и анализа информации – это федеральный ресурс, в котором концентрируются все данные о налогоплательщиках и налоговых агентах, в том числе поступившие из внешних источников.
Представители средств массовой информации региона могут внести свой вклад в легализацию заработной платы путем формирования нетерпимого и негативного отношения к уклонению от уплаты обязательных платежей, обеспечивающих финансирование социальных программ.