Волгоград, 21 февраля. В Волгоградском историко-техническом музее мер и весов собрано более 2 тысяч бесценных экспонатов
Весы автомобильные, вагонные, бункерные, монорельсовые, конвейерные — эта и другая продукция, которую производит Волгоградский Завод Весоизмерительной Техники, востребована в России и за рубежом. Однако особая гордость заводского коллектива — коллекция старинных мер и весов,
собранная по всему миру.
Приходилось ли вам покупать яйца на вес? Знаете ли вы, как много веков назад взвешивали ведьм и какое отношение имеет ученый Дмитрий Менделеев к килограммовой гире? На эти и тысячи других вопросов можно получить ответ в музее, который в ожидании отдельного помещения разместился в административном офисе завода.
В России подобных тематических жемчужин не больше десятка. Да и за рубежом многообразие старинных весов, гирь и гирек замкнуто в небольшом количестве, как правило, частных музеев. Потому неудивительно, что волгоградский музей притягивает посетителей с первого дня его открытия.
Знатоки называют его одним из самых занимательных российских собраний: ведь здесь собраны более двух тысяч экспонатов, рассказывающих об истории весов. Давнее увлечение директора завода Евгения Остапенко передалось работникам предприятия, и теперь они также не упускают возможности пополнить музей новыми экспонатами, привозя их из командировок и с выставок или разыскивая в бабушкиных чуланах.
Многим предметам от 100 до 300 лет, однако в коллекции есть и более старые экспонаты. Например, специалисты предполагают, что самая древняя составляющая заводского музея — гирьки в форме шаров, многогранников, камешков — изготовлена в период с 12-го по 16-й века.
Затем форма и материал для гирь менялись. Так, в 19-м веке русские двухпудовки с ручкой заметно отличались от европейских гирь, которые поднимают за кольцо. Но они были похожи тем, что были обязательно чугунными и клеймеными.
Керамические гири из прошлого века, к примеру, вообще не представляют никакой загадки. Синяя надпись на белой поверхности сообщает:
«1941 г., СССР».
Надо сказать, что это неподвижное приложение к весовому оборудованию менее интересно, чем «хозяйственные принадлежности», как называли в старину весы. Из Германии, Польши, Англии, США 19—20-го веков к нам дошли весы для монет, золота, ювелирных украшений, почтовые для писем с отделением под марки и т. п. На полированном деревянном основании или латунной узорчатой пластине они выглядят как изящные статуэтки.
Миниатюрные аптекарские весы в футляре куда скромнее. Но доктор мог положить их в карман, прийти к больному, выписать рецепт и тут же отвесить унцию лекарства.
Торговые, складские, напольные весы в старину тоже ваяли как произведение искусства. На полках музея выстроились весы-«уточки», богато украшенные декором в виде русалок, драконов, ангелочков из чугунного, медного, латунного литья. Стены закрыли весы-безмены, сделанные из дерева и металла. Полы украсили заржавевшие, но со следами былой красоты весы, выдерживающие центнеры зерна или муки.
Экзотикой кажутся немногочисленные весы с корзиной для новорожденных, распространенные за границей весы без гирек для яиц, кухонные бытовые весы, которыми можно любоваться как творением скульптора.
Словом, если гости этого необычного офиса захотят увидеть, как работают весы платформенные, пружинные, маятниковые, коромысловые, веерные, безменного типа, для смешивания мартини и т. д., то все это им наглядно продемонстрируют. Единственное, пожалуй, что здесь нельзя измерить, так это степень любви к древнейшему и нужнейшему изобретению человечества — весам.
Алла САВЧИШИНА. Фото Виктора ЯШУКОВА.
С уникальной коллекцией можно также ознакомиться на сайте Волгоградского Завода Весоизмерительной Техники (http://vzvt.ru/muzey-vesov.htm), где представлены сотни фотографий и многочисленные занимательные тексты из истории российского и зарубежного весостроения.
реклама