ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
Волгоградский «Титан» — непосредственный участник подготовки главного события майских торжеств страны
Отзвучали последние напутствия командиров, под марш военного оркестра могучие машины трогаются с места и берут курс на Москву. «Проносятся мимо так, что закладывает уши!» — комментирует ведущий прохождение по трассе необычной колонны. Этот сюжет о проводах пусковых установок РК «Тополь-М» из Тейковского ракетного соединения телеканал «Звезда» показал еще в феврале. После чего о ходе подготовки к майскому параду в столице успели рассказать все центральные каналы и газеты, практически один в один повторяя довольно скупую информацию, представленную военными.
Но у волгоградцев гораздо больше возможностей расширить информационные рамки данной темы, ведь генеральный конструктор пускового ракетного комплекса «Тополь-М» Виктор Шурыгин — наш земляк. Скажем больше: генеральный конструктор наземного оборудования ракетного комплекса «Искандер-М» (еще один важный участник предстоящего парада 9 Мая) тоже он. А самый мощный боевой комплекс России не только разрабатывался, но и создавался под его руководством в стенах волгоградского предприятия ЦКБ «Титан». Как любой хороший родитель, «Титан» теперь ведет и будет вести «Тополя-М» по жизни, так что никакое событие в их судьбе, а тем более такое значительное, как парадный визит в столицу, без предприятия не обходится. Мы не упустили шанс и попросили генерального директора и генерального конструктора ОАО «ЦКБ «Титан» доктора технических наук Виктора Шурыгина рассказать о ходе подготовки к 9 Мая. Вот что он сообщил.
— Парад на Красной площади в День Победы — не просто элемент всенародного праздника нашей страны, как его воспринимают рядовые россияне. Я бы сказал, сегодня это событие планетарного масштаба, поскольку является главным символом политики сдерживания глобальных военных катастроф. Естественно, к нему тщательно готовятся, пройти парадным маршем в многомиллионной столице колонне из 101 единицы военной техники не так просто. Подготовка идет в три этапа: непосредственно на месте дислокации воинских частей, на полигоне Алабино в Подмосковье (для чего там построена специальная парадная площадка, представляющая собой точную размерную копию Красной площади). И, наконец, в последнюю декаду апреля машины для репетиций отправят в Москву. На нас, создателях пусковых агрегатов комплекса «Тополь-М», лежит вся ответственность за их состояние. В том числе и ответственность финансовая. С учетом стоимости комплексов, как вы понимаете, немалая. Поэтому в рамках гарантийного и авторского надзора ЦКБ «Титан», естественно, держит под контролем и ситуацию по подготовке агрегатов ракетного комплекса «Тополь-М» к параду. С нами согласовываются любые вопросы вплоть до покраски машин. Перед марш-броском из Тейковского соединения в Подмосковье все три пусковые установки прошли тщательную подготовку с участием ведущих инженеров нашего отдела сервисного обслуживания Андрея Валентиновича Суркова и Василия Анатольевича Кудинова. В подобных случаях эксплуатационники, конечно, задействуются в первую очередь, хотя при необходимости к решению возникающих проблем подключаются и опытный завод, и коммерсанты, и другие службы предприятия.
— Ваши специалисты сейчас работают в Алабине, где проходят тренировки участники парада?
— Я бы подчеркнул — это усиленные тренировки с большой нагрузкой на машины. Но наша техника отлажена, случаев неисправностей мало, так что непосредственного присутствия представителей ЦКБ «Титан» на подмосковном полигоне сейчас не требуется. При этом руководитель гарантийной службы Юрий Иванович Паршин 24 часа в сутки остается на связи с военными. Так что при необходимости к решению проблемы можем подключиться немедленно. Знаю, что после одной из репетиций члены боевого расчета пусковой высказались за необходимость усиления одного из узлов. Наши гидравлики из отдела Вячеслава Михайловича Болтнева, проанализировав ситуацию, дали необходимые рекомендации по замене. Соответствующая матчасть была выделена и передана московским представителям «Титана», те отправили ее военным в Алабино. Таким образом, проблема была решена.
— РК «Тополь-М» не новичок парадов в Москве. Хорошо помню публикацию одной из центральных газет 2008 г.: такая махина в двадцать метров длиной в центре столицы — это же невозможно! Она из-за своих габаритов к Красной площади просто не пройдет или все на своем пути переломает. Теперь это смешно читать. Тем не менее с какими-то чрезвычайными случаями в ходе подготовки техники к парадам или непосредственно на самих торжествах вам с коллегами приходилось сталкиваться?
— С «Тополем-М» проблем не возникало, а вот случай с его отцом «Тополем» помнится. Это было после первого парада в 90-м году. Когда пусковая вернулась в дивизию, на ней была разрушена винтовая пара. Поломка оказалась настолько значительной, что мы были вынуждены направить в Тейково бригаду конструкторов и рабочих для устранения неполадки, работы хватило не на день и даже не на неделю. Кстати, после парада-2013 агрегаты также пройдут проверку и подготовку. Триста с лишним километров до Подмосковья и столько же обратно, плюс многочасовые репетиции в своеобразных для такой техники условиях наверняка дадут о себе знать. Так что в мае нашим специалистам предстоит очередная командировка в соединение, под их контролем пусковые установки поставят на боевое дежурство.
— Некоторые пугаются: пусковые «Тополя-М» — разрушительной силы, могут достать и через десять тысяч километров. Не боязно в столицу пускать?
— Бояться совершенно нечего, в данном случае агрегаты будут мирно себя вести.
— Виктор Александрович, понятно, что у создателей высокоинтеллектуальной техники свой круг задач, поэтому Королев не летал в космос, а разработчики подводных лодок не бороздят на них просторы мирового океана. И тем не менее вам, как генеральному конструктору пусковой установки РК «Тополь-М», самому никогда не хотелось опробовать ее в деле? Например, оказаться на месте тех, кто поведет эти машины по Красной площади?
— Я знаю, что эти ребята чувствуют, когда сидят за пультом управления таких агрегатов. Где-то около часа, наверное, в свое время утюжил на пусковой «Тополя-М» астраханскую степь. Масштаб, простор — это родная стихия для наших машин, поэтому, думаю, здесь у человека ощущения даже покруче, чем в ограниченном для маневров пространстве московского мегаполиса. 120 т в твоих руках, такая силища, а управление — легчайшее… И строй агрегаты держат. Все команды выполняет точно по секундам. Незабываемые ощущения!