Волгоград, 11 ноября. У меня в квартире ремонт. Просто конец света: барахла много, а девать его некуда. Список ненужных вещей, которых выбросить рука не поднимается, а вывезти некуда ввиду отсутствия дачи и даже гаража, огромен: мильон подаренных, но ни разу не использованных подсвечников, ваз, рамочек, три одеяла шерстяных; два покрывала жаккардовых; четыре ладьи хрустальных, проигрыватель бобинный - как говорится, все, что нажито непосильным трудом. Так можно ли сегодня быстро «избавиться» от того, что зависелось в шкафу, или залежалось на антресолях – естественно, не принимая во внимание банальную мусорную свалку?
Кому старье недорого?...
«Комиссионки» интересуются только ходовым товаром – бытовой техникой, мобильными и компьютерами. Но в моем списке ничего подобного не фигурирует. В одной из таких контор мне с ходу посоветовали отнести весь этот хлам на мусорку. Может быть, бомжи порадуются.
Прошлась я и по рынкам города, рядом с которыми давно прописались бабушки, торгующие с земли старыми книжками и зависевшимися в шкафу платьями да пиджаками. Ради интереса узнавала, не возьмет ли кто-нибудь хоть даром все мое богатство. Но, узнав ассортимент, и те отрицательно качали головой - хрусталь и подсвечники сейчас не покупают. Есть шанс продать покрывало. Но лучше всего идут книги любых авторов и обувь.
- С обувью все понятно, а книги-то зачем?
Мне компетентно объясняют, что из книжных страниц получается хорошая упаковка для орешков и вяленой рыбы.
«Через 50 лет это будет раритетом»
Я с упорством спрашивала у разных знакомых и не очень мне людей, как сбыть «культурный пласт», лежащий на антресолях наших квартир. Но мои собеседники, с кем бы мы не начинали обсуждать эту тему, в конце концов пессимистично делали вывод: «такого добра у каждого из нас найдется столько, что блошиные рынки в Вене и Лондоне отдыхают. Нужно от всего этого избавляться как можно скорее. Это барахло нас только «душит», при этом ничего не стоит и никому нужно!
Но дело не в стоимости барахла, а в возможности приобрести нужное и избавиться от ненужного. И тут я вспомнила, как почти год назад в краеведческом музее с восхищением и удивлением рассматривала дореволюционные новогодние игрушки и открытки. Сотрудник музея Нина ОДИНОКОВА тогда еще сокрушалась, что так мало сохранилось этого бесценного материала. Революция, а потом война уничтожила много предметов, которые бы многое рассказали нам о том времени. А потом, как бы невзначай, добавила: «не растерять бы сегодняшнее, ведь через полвека оно будет ценностью». И вправду у наших граждан впервые за последний век в огромных количествах накоплен – и пока еще сохранен и не выброшен, несмотря на все ремонты - бытовой материал недавней эпохи.
В наших кладовках, на антресолях, в шкафах годами лежат пакеты с одеждой, обувью, храним мы и игрушки давно выросших детей, стопки сатиновых отрезов, приобретенных в годы тотального дефицита на обесценивающиеся с каждым днем деньги. А сколько добра можно найти в гаражах – санки, велосипеды, старая, но еще добротная, мебель, спидолы, железные настольные лампы с щелкающими тумблерами, пластмассовые (под хрусталь) люстры «Каскад», коврики с оленями и лебедями, телевизоры «Темп» и т.д.
Пока все это еще пылится в родительских квартирах и на тещиных дачах. Но ремонтов будет все больше и больше, и дачные курятники будут перестраиваться в современные дома, и барахло станет некуда девать. И я жутко боюсь, что это все дело даже без войн и революций исчезнет.
А ведь все это, так называемое барахло, могло пригодится не только в музеях. Модные дизайнеры активно эксплуатируют тему стилизации под советский быт клубов и ресторанов. Там как нельзя кстати пригодились бы и коврики с лебедями, и плюшевые покрывала, и холодильник «Апшерон», и проигрыватель с абажуром. А скажите, как снимать фильм про советские годы, если нечем обставить интерьерчик? Но личных знакомств с дизайнерами не имею, а музейщики от этой рухляди советских времен открещиваются – пока она не представляет ценности. Так что - на свалку?
Блошиные рынки уходят в сеть
Кто-то, как это бывает, спонтанно предложил дать объявление в Интернете с фотографией всего этого скарба. Поисковик выдал список сайтов – от аукционов до менял (где не продают, а меняют одно барахло на другое) типа Взамен.ру, «Обменяю или продам», «Шило на мыло», а также серию ресурсов частных объявлений от «авито», до «из рук в руки». Практически на всех есть подробные инструкции, как сбыть свое добро по сходной спекулятивной цене, как правильно сфотографировать вещь, как преподнести. Перед тем, как начать действовать по инструкции, я пересмотрела, что предлагает народ на этих сайтах. Вислоухих котят меняют на красноухих черепах, волнистых попугайчиков отдают оптом, осликов продают по 15 тысяч рублей, в нагрузку к ним – сено, солому и спортивный костюм для собачки. Тут же можно присмотреть спортивный мат или шведскую стенку. Старые виниловые пластинки стоят в одном ряду с керосиновыми лампами, олимпийскими мишками и стулом конца XIX века. В этой эклектике все многообразие жизни и интересов волгоградцев. Здесь мирно соседствуют объявление о продаже «Мерседеса» за полмиллиона и тумбочки под телевизор за 500 рублей. Кто-то хочет избавиться от собрания сочинений Ленина и фотопроявителя для черно-белых снимков, а взамен купить пчелиные ульи. Кому-то край как нужно убрать из квартиры пианино «Ласточка», а на его место поставить диван. На интернет-барахолке находятся те, кому это пианино нужно позарез, и те, кто продает из-за переезда недорого диван с креслами.
Здесь никто не стесняется предлагать хлам, подобный моему, твердо усвоив истину: если есть продавец, найдется и покупатель. Поддавшись этому настроению, я тоже выбрала пару подходящих сайтов, и после фотосессии всего скарба, вывесила объявление: «отдам даром, самовывоз». Для красного словца написала небольшую историю про эти вещи (так советовали в инструкциях по составлению объявлений на сайтах). Например, про то, как мои родители покупали бобинный магнитофон – в течение полугода стояли на него в очереди, ходили на переклички. И как дома эту несусветную ценность накрывали от пыли вязаной салфеткой. В течение недели позвонили несколько человек. Забрали все, кроме ладьи под хрусталь. Видно, правы были те бабули-эксперты с уличного блошиного рынка, что этот товар сегодня не в ходу. Подожду, когда-то же придет хрустальное время…