Бесконечна, как Вселенная: маркетолог из Волгограда создает благородную керамику
Мастер работает с помощью древнейшего способа.
Волгоградка Елена Корчагина, будучи маркетологом, последние несколько лет сочетает основную работу с любимым увлечением. Работа с керамикой, говорит она, помогает ей общаться с миром, выражать себя и даже преобразовывать реальность.

«Внутри все замерло»
По словам Елены, к керамике ее привела любовь к натуральным материалам. Никакого пластика — только дерево, металл и стекло.
— Меня притягивают работы из натуральных материалов, и керамика, безусловно, в их числе. Она благородная, долговечная, природная, не одноразовая. Керамика — один из материалов, с помощью которого художник может общаться с миром, рассказывать о своих чувствах и ценностях, возможно, иногда приносить пользу миру, — уверена Елена.
Погружению в мир керамики предшествовал довольно длительный период. Елена присматривалась к материалу, но все, как это часто бывает, решил простой случай.
— Даже не присматривалась, а с восторгом разглядывала. Этот период длился больше года. А когда встретила информацию о мастер-классе и поняла, что и я тоже смогу что-то попробовать сделать, у меня аж все замерло внутри. Когда я слепила свое первое панно, мое внутреннее «я» мне сказало, что продолжение будет обязательно. Одним словом, после соприкосновения с глиной поняла сразу — это мое дело, моя любовь.

Несовершенная красота
Елена повторяет, что керамика — материал с безграничными возможностями: из глины можно сделать практически все! Главное — не растеряться в огромном выборе направлений, видов изделий, техники исполнения и декорирования. Керамику можно создавать с помощью гончарного круга, методом отминки, отливки в гипсовые формы. Елена работает в технике ручной лепки. Это, между прочим, самый древний способом формования, которому около 30 тысяч лет.
— Лепка — спокойный, медитативный процесс, который просит полного погружения. Часто приходит ощущение, что время остановилось, что очень отличается от современного темпа жизни, когда кажется, что ты сам остановиться не в состоянии, — объясняет Елена. — Изделия, сделанные ручным способом, конечно, отличаются от гончарных и тем более отлитых (именно этим способом производятся заводские, серийные изделия).
— Керамика ручной работы не может быть безупречно идеальных форм, в ней другой шарм – несовершенная красота. Но именно к такой красоте сейчас тянутся люди.

Главное — найти свой путь
На создание такой «несовершенной красоты» уходит немало времени и сил. Так, над одним из панно мастер трудилась шесть часов.
— Сначала изделие нужно придумать, нарисовать эскиз, вылепить. Сама лепка занимает разное время, в зависимости от сложности и масштаба работы: от нескольких минут до часов. У меня были панно и вазы, которые я лепила по пять-шесть часов, — вспоминает Елена. — В некоторых случаях, когда работа сложная, мастеру нужно остановиться, законсервировать изделие, укрыть полиэтиленом, чтобы оно не пересохло, и продолжить на следующий день. После лепки нужно изделие хорошо высушить – это тоже ответственный и не такой простой процесс, каким может показаться.
На этом этапе может случиться брак – возникнуть искривление, нарушение геометрии, могут появиться трещины. Поэтому сушить изделие нужно бережно, равномерно, не спеша. Следующий этап – шлифовка, удаление зазубрин, шероховатостей, и, наконец, первый утильный обжиг. Он происходит в специальных муфельных печах при температуре около тысячи градусов, которые медленно нагреваются и также медленно остывают. Потом мастер занимается глазуровкой и ставит керамику на второй обжиг, где под воздействием еще более высоких температур — до 1300 градусов — происходит расплавление глазури, она превращается по сути в стекло.

Разумеется, для занятий керамикой пришлось многому учиться — и самостоятельно, и с помощью «коллективного разума» — материалов из сети. Помогали коллеги-керамисты, групповые чаты. Сейчас волгоградка планирует принять участие в столичном фестивале. Для этого ближайшие несколько месяцев она будет создавать коллекцию тарелок и ваз. Помимо этого идет работа над сложным заказом. Ждет своего часа мечта — сервировочный столик.
— Надеюсь, когда-то явлю его миру, времени свободного очень мало. Продолжаю учиться, потому что керамика глубока и бесконечна, как Вселенная. Невозможно все постичь и всему научиться. Здесь важно увидеть свою дорогу и совершенствоваться на своем пути.
Всем, кто только начинает знакомиться с керамикой, Елена советует запастись терпением, легко относиться к неудачам, не бояться ошибиться, пробовать, постоянно учиться и получать удовольствие от этого волшебного процесса.


