Или зачем волгоградцам сити-менеджер?
Волгоград, 8 июля. В ближайшее время в Волгограде будет реализована новая модель управления городом: появятся глава города, избираемый из числа депутатов, и нанимаемый по контракту глава администрации – сити-менеджер. Об истоках данной формы муниципального управления, преимуществах сити-менеджмента и опасениях, связанных с грядущими изменениями рассказали председатель комитета по организации государственной власти и местному самоуправлению Волгоградской областной Думы Леонид Титов (Л.Т.) и председатель комитета Волгоградской городской Думы по местному самоуправлению, совершенствованию управления городом, межрегиональным связям, этике и регламенту Владлен Колесников (В. К.). «Городские вести» предлагают своим читателям поближе познакомиться с новой моделью управления Волгоградом.
- В 90-х годах Волгоград стал первым муниципалитетом в регионе, который вошел в новую систему органов местного самоуправления путем прямых выборов мэра. Откуда возникла необходимость, спустя более 15 лет, менять сложившуюся модель управления городом?
Л.Т.: Во всех демократических государствах мира реализуется один принцип –разделение властей. Согласно данному правилу, исполнительная власть должна быть подконтрольна законодательной или представительной. Чтобы полноценно претворить этот принцип в жизнь, России нужен механизм контроля. На уровне муниципалитетов необходимо решить, каким образом представительная власть будет контролировать исполнительную. С 2003 года, когда в стране начал реализовываться федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации» у представительной власти появилась возможность снимать с должности глав муниципалитетов в случае грубого нарушения закона, повлекшего ущемление прав и свобод граждан. В 2009 году в закон были внесены изменения, согласно которым у представительной власти появилась возможность отрешать мэров так же в случае неисполнения ими своих прямых полномочий. Но, несмотря на то, что в законе данная норма прописана, реальное ее применение тормозится тем, что избранные прямым голосованием главы муниципалитетов, фактически получают неприкосновенность на срок своих полномочий, если не становятся фигурантами уголовных дел.
Чтобы избежать крайностей, законодатели ищут «золотую середину», при которой мэры будут реально обязаны исполнять свои полномочия, а депутаты смогут контролировать работу исполнительной власти не только на бумаге.
Такой формой и является институт сити-менеджера, который сегодня введен более чем в 20% российских муниципалитетов.
- А с чем связана необходимость вводить институт сити-менеджера в Волгограде?
В.К.: Согласно ФЗ-131, представительные органы могут выбрать одну из трех моделей управления муниципалитетами: это прямые выборы мэра, народные выборы спикера думы, который заключает контракт с сити-менеджером, и выборы главы города депутатами из своего числа с последующим проведением конкурса на замещение должности главы местной администрации. В стенах Волгоградской городской Думы вопрос возможного введения института сити-менеджера рассматривался на протяжении двух лет, так как у нас существовали реальные проблемы с отчетностью мэра Волгограда перед депутатами. Но инициатива об изменении схемы управления городом не находила поддержки у действующего мэра. В результате всем известных событий с отрешением Романа Гребенникова, Дума вернулась к данному вопросу, и выбрала для Волгограда третий вариант управления, который наиболее соответствует сегодняшним реалиям.
- То есть, городская Дума воспользовалась возможностью максимально усилить свое влияние на исполнительную власть?
Л.Т.: Волгоградская городская Дума является представительным органом власти и представляет жителей города, которые проголосовали на своих округах за депутатов. Введение новой схемы управления Волгоградом не только усиливает роль депутатов, но и повышает ответственность жителей города. Ведь теперь, выбирая своего представителя во власти, каждый житель должен понимать, что именно этот человек может стать главой города, и его голос будет учитываться при назначении главы администрации – человека, который будет отвечать за городское хозяйство.
В.К.: При предыдущем мэре депутаты видели проблемы города, выслушивали наказы избирателей, но реально не могли повлиять на ситуацию, если исполнительная власть не хотела решать данные проблемы. В новой системе роль депутатов усиливается. С сити-менеджером заключается контракт, и если он не выполняет положений данного документа, то может быть снят с занимаемой должности.
- Какие плюсы института сити-менеджера можно выделить, кроме усиления роли депутатов?
Л.Т.: Один из главных плюсов данной системы – это отсутствие у сити-менеджеров политических амбиций по переизбранию на очередной срок. Колоссальные средства на предвыборную компанию и пиар, которые тратились из бюджета Волгограда, равно как и других городов, уйдут в прошлое. Конечно, сити-менеджер может быть назначен и на второй срок, но только при условии, что он выполняет свои обязанности, устраивает как жителей города, так и депутатов Думы.
В.К.: Алгоритм действий сити-менеджера будет прописан в контракте. Данная система позволит прекратить «войны» между мэрами и губернаторами, которые свойственны многим регионам России. В настоящий момент разрабатывается положение о конкурсной комиссии по назначению городского управляющего, треть мест в которой будет формироваться областной администрацией и депутатами областной Думы, две трети – депутатами городской Думы. Такая схема позволит найти компромиссную фигуру. Заявку на замещение должности сити-менеджера сможет подать любой гражданин, соответствующий заявленным условиям.
- Как будет приниматься решение об отстранении сити-менеджера в случае, если он не соответствует занимаемой должности, и не будут ли депутаты давить на главу администрации угрозами о снятии?
Л.Т.: Мерилом работы сити-менеджера станет контракт. И в случае его невыполнения отстранить главу администрации можно будет либо по согласию сторон, либо в судебном порядке. Просто так указать назначенному руководителю на дверь депутаты не смогут.
В.К.: Определенной гарантией для сити-менеджера является и срок полномочий. Контракт будет заключаться на период работы депутатского корпуса действующего созыва, но не менее, чем на два года.
Л.Т.: В то же время, в отличие от избранного мэра, у сити-менеджера не будет пятилетнего срока «неприкосновенности», и депутаты смогут прекратить с ним контракт раньше, если увидят, что он не справляется со своими обязанностями. Больше ответственности появится и у самих народных избранников. Ведь жители Волгограда, в случае, если депутаты ошибутся с назначением сити-менеджера, могут больше не избрать данных людей в городскую Думу.
- Среди волгоградцев бытует мнение, что, отказываясь от прямых выборов мэра, мы наступаем на горло демократии…
В.К.: Если обратиться к статистике, на последних выборах за мэра Волгограда проголосовали порядка 93 тысяч человек – это менее 10% населения города, а вот за депутатов гордумы – почти 300 тысяч. С учетом того, что главу города и сити-менеджера будут избирать депутаты, получается, что в косвенных выборах примет участие гораздо больше волгоградцев, чем в прямых.
Л.Т.: Институт сити-менеджера введен во многих муниципалитетах России, и работает эффективно, не нарушая демократических прав и свобод граждан. Даже в Волгоградской области данная модель реализована или готовится к реализации в Городищенском, Урюпинском, Новоаннинском, Котовском, Ольховском и Быковском районах. Процесс выбора модели местного самоуправления идет по всей стране, и это нормальный демократический процесс. Выборы – не панацея. И в Волгограде, и в других муниципалитетах были случаи, когда избранные мэры обманывали ожидания граждан, но исправить ошибку до следующих выборов было крайне сложно. Институт сити-менеджера дает такую возможность гражданам и их представителям в Думе.
Антон ЗАХАРОВ