Волгоград, 15 августа. Много инвестиций хороших и разных пытался привлечь в Волгоград бывший мэр Роман Гребенников. Впрочем, по сложившейся в годы его нахождения у власти традиции, заявления о повышении инвестиционной привлекательности и формировании в Волгограде благоприятного инвестиционного климата оказались мыльным пузырем. О мифическом «курортном» инвестиционном климате нашего города предыдущий состав администрации предпочитал кричать на вполне реальном морском побережье города Сочи. Правда, инвесторы почему-то так и не откликнулись и не сменили морские плавки на антимоскитные сетки Волго-Ахтубинской поймы.
Инвест-мурзилки
Причина столь равнодушного отношения инвесторов к нашему городу, вероятно, кроется в расхождении слов и дел, ставшем фирменным почерком бывшего градоначальника. Яркий пример — презентация Волгограда, подготовленная для инвестфорума в Сочи 2009 г., оказавшаяся в распоряжении «Городских вестей». Первая страница презентации, как брат-близнец, похожа на праздничные календари, предвыборные листовки и прочую полиграфическую продукцию периода Гребенникова. Большая и яркая фотография «первого лица» и его же пламенная речь о том, что «администрация Волгограда проводит политику информационной открытости, привлечения внимания российских и зарубежных деловых кругов к Волгограду как перспективному, добросовестному и ответственному партнеру». Дальше — больше. «Честность, демократизм, прозрачность власти и доверие населения стали основой политической стабильности в городе, — обещает мэр. — Наличие земельных участков под строительство, прекрасная транспортная инфраструктура и современная связь, возможность получения налоговых льгот и иных преференций, высококвалифицированный рынок трудовых ресурсов, политическая стабильность и предсказуемость сделают ваш бизнес в Волгограде устойчивым, высокорентабельным и быстроокупаемым. Правовая база Волгограда и Волгоградской области обеспечивает отличные стартовые условия для реализации различных инвестиционных проектов в сфере градостроительства». В общем, в буклете написали обо всем, о чем только мечталось в горячих чиновничьих головах.
Найти деньги в плавках
После такой зазывалки-заманилки инвесторы, по замыслу авторов, должны были политься в город рекой, но почему-то поток иссяк, так и не начавшись. Скорее всего, инвесторы просто начали листать презентацию дальше и обнаружили, что за яркой обложкой под названием «Инвестиционно-градостроительный потенциал Волгограда» скрываются золотые пустыри. Большинство инвестплощадок, которые предлагались для освоения, — это либо опустевшие территории промышленных производств либо городские окраины, то есть куски земли без коммуникаций и каких-либо условий для развития. Яркий пример — площадки «Родниковая долина» и «Родниковая-2» в Советском районе. Застроить эти пустыри жилыми массивами экс-мэр грозился не раз и даже объявил конкурс на освоение территорий. Но он не состоялся по причине отсутствия желающих. Платить миллионы и вкладывать миллиарды в пустыри инвесторы не пожелали. Вероятно, не увидев в них обещанной высокой рентабельности и тем более быстрой окупаемости. Не удалось привлечь «вкладчиков» и в застройку поймы реки Царицы. А ведь конкурс на ее развитие был не просто объявлен мэрией, но даже доведен до конца. Из ярких картинок и цветных фигурок того, что теоретически можно расположить в пойме, мэрия выбрала три фантастических проекта и раздала авторам премии. Дело было за малым — найти инвестора, который данные картинки и фигурки переведет в реальность, потратив «скромную» сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Кварталы застройки, которых в проекте 13, требовали вложений от 241 млн. до 4,286 млрд. руб. Искать опять же предполагалось в Сочи. Не получилось.
В общем и целом, из нескольких десятков инвестиционных и индустриальных площадок, которые мэрия свозила на смотрины в Сочи, реально осваиваются на сегодняшний день единицы. Это строительство элитных жилых комплексов «Доминант» и «Волгоград-СИТИ» плюс пара-тройка других проектов. Кстати, судя по нынешнему состоянию объектов, на момент представления их на Черноморском побережье судьба их уже была решена.
Голый, но не король
Есть еще пара любопытных моментов. Во-первых, на все проекты были потрачены средства, и нередко бюджетные (проведение конкурсов и составление документации стоит миллионы рублей), а вот отдачи практически никакой, проще говоря, воз и ныне там. Зато чиновники, представившие эти веселые картинки в Сочи, время на лоббирование своих картинок не тратили и неплохо отдохнули как у моря, так и в лучших номерах лучших отелей хлебосольного курорта. И опять же не за свой счет. Так что вопрос о том, в каком направлении шли инвестиции — из Сочи в Волгоград или совсем наоборот, остается открытым. Понятно лишь то, что главным реализованным инвестпроектом прежней городской команды стал отличный загар мэра и его ближайших заместителей.