«Из большого головного мозга получается маленький»: волгоградский врач о болезни Альцгеймера
Об опасном заболевании рассказала завкафедрой неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики ВолгГМУ, профессор Ольга Курушина.
Если у человека появились проблемы с памятью, способностью сконцентрироваться или начали выпадать слова которые хочется сказать, но никак не получается, нужно обратиться к неврологу.
Наши возможности по общению с окружающими людьми и окружающим миром - это наши когнитивные способности, самая большая ценность человека, как homo sapiens, говорит профессор Курушина.
- Но с годами в головном мозге начинаются атрофические процессы и очень часто они становятся такими распространенными, что это начинает сказываться именно на наших способностях помнить, - отмечает специалист. - Человек, потерявший память, постепенно теряет и способность быть человеком. Болезнь Альцгеймера - так звучит этот страшный диагноз - начинается постепенно, но темпы гибели нейронов в головном мозге растут и из большого головного мозга получается маленький.
На первый план выходит нарушение памяти. Человеку становится трудно запомнить не только новую информацию, но и воспроизводить ту, которая была получена им ранее. При болезни Альцгеймера пациент постепенно начинает терять возможность «вынуть» из памяти то, что ему нужно. Эти нарушения памяти являются постоянными, и они, что самое страшное, появляются не в один день.
- Начинаются они подспудно, потихонечку, и в этом и заключается коварство нейродегенеративного заболевания, которым является Альцгеймера, - предупреждает Ольга Курушина. - Если появились проблемы с памятью, если появились проблемы со способностью сконцентрироваться, начали выпадать слова, которые хочется сказать – это значит, что идет постепенное начало нейродегенеративного процесса. Сначала были хорошие когнитивные способности, но человек теряет их и начинается как бы спуск в горки.
По словам специалиста, очень важна высота этой горочки, с которой спускается пациент. Тот человек, который знает очень многое и постоянно использует свои способности к мышлению, учится, употребляет какую-то новую информацию, всегда будет чуть дольше спускаться с этой горки, нежели тот, кто не напрягает свой мозг. Это называется гипотеза когнитивного резерва. Закладывается этот резерв в молодости.
Чем больше наш мозг тренируется, тем лучше человек живет, утверждает врач. Изучение чего-то нового помогает мозгу вырабатывать новые нейронные связи и служит лучшим защитником от всех когнитивных проблем.
- Что можно посоветовать из когнитивных тренировок? Это, конечно, изучение языков, игра на музыкальных инструментах. И не надо думать, что уже совсем поздно. Напомню, что Сократ за четыре дня до казни начал учиться играть на флейте, - приводит пример Курушина. - Его спрашивали, зачем он это делает, и Сократ говорил: «Я отпущенные мне дни проживу хорошо и полноценно».
При этом нужно учесть – процесс обучения у пожилого человека для получения эффекта должен вызывать удовольствие, а не отторжение.
- В настоящее время, к сожалению, нет ни одного препарата, способного остановить прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Но зато имеются определенные фармакологические средства, которые могут задержать развитие процесса и улучшить когнитивные способности на том этапе , где есть еще что спасать. Поэтому очень важно вовремя обратиться к неврологу и как можно раньше начать и немедикаментозную терапию, и поддержку фармакологическую, - говорит Ольга Курушина.