В музее Машкова в Волгограде «Морское чудовище» похищает девушку
«Морское чудовище»
Гористый берег поднимается вверх, от пышных облаков на синем небе будто идет летний жар, нетронутая прозрачная водяная гладь. Но на фоне спокойной природы совсем не спокойны люди. Женщины из водоема спасаются бегством. Они испугались морского чудовища – мужчины с рыбьим хвостом. Но им нечего опасаться. Гость из глубин морей уже выбрал свою жертву и забирает ее с собой – белокурую молодую девушку. Правда, она не трепещет от страха, не бунтует, не вырывается и будто покоряется судьбе.
Все эти цвета и настроения отразил на медной гравюре «Похищение на морском чудовище» (или «Морское чудовище») немецкий художник Альбрехт Дюрер. Он сумел показать синее небо, прозрачную воду, темную чешую чудовища в черно-белых тонах. Ему не нужны были краски. Такого эффекта мастер достигал особой технологией – гравированием по металлу.
Перед тем как стать одним из основателей печатной графики, художник пробовал себя и в других областях искусства. Его отец был ювелиром. Под его крылом будущий художник и получил первые навыки гравирования. Но молодой человек быстро понял, что «общение» с драгоценными камнями и металлами не его стихия, и начал изучать живопись. Однако в привычных кистях и красках он себя тоже не нашел. Параллельно с живописью Дюрер осваивал ксилографию - гравирование на дереве.
За свою жизнь художник создал 83 гравюры на меди и 374 на дереве.
Работать с медью художник начал после путешествия в Швейцарию, где творил Мартин Шонгауэр, превращавший медные листы в произведения искусства. Тогда эта техника была еще не популярна, она «захватила» Европу только через полвека. Но художник не стал ждать и начал оттачивать это мастерство. Гравюра «Похищение на морском чудовище» была одной из первых его работ. 27-летний художник создал ее в 1498 году. И спустя пять веков ни один искусствовед не может однозначно прочитать эту гравюру. Самая популярная версия: художник перенес на «медный холст» сюжет из легенды о морских чудовищах, которые похищают женщин. Еще одним прообразом могут быть рассказы о существе, что обитает в Адриатике и забирает девушек и детей. Об этом много говорили в Венеции как раз в тот момент, когда Дюрер находился там. В таких сказаниях художника привлекали не только мифологические персонажи, но и образ обнаженной дамы. При этом он не бежал за женской красотой. Он искал пропорции идеального человеческого тела. Сохранилась не только сама гравюра, но и эскизы к ней, где художник рисовал тело девушки в разных состояниях – расслабленном и напряженном.
Художник больше любил работать с медью, чем с деревом. Металл позволял делать штрихи любого размера и направления. Дерево столько свободы не давало.
Чтобы увидеть эту гравюру, вовсе не нужно ехать на родину художника. Она находится в волгоградском музее Машкова. Ее передали из музея Пушкина в 1960 году. И с тех пор «Морское чудовище» обитает в запасниках волгоградского хранилища искусства.
Виктория Чернова