Направо от «Рыбы» и немного вперед: заслуженный артист России оставил Москву ради театра «на грядке»
Уроженец Волжского Анатолий Иванов рассказал, как открыл театр в поселке под Волгоградом.
Жизнелюбию, стойкости и оптимизму некоторых волгоградцев можно только позавидовать. Особенно сегодня, когда в обществе только и разговоров, что о ковиде. Заслуженный артист России Анатолий Иванов один из таких – непоседа и трудоголик, способный серые будни украсить праздничным настроением. А еще – совершать поступки, от которых дух захватывает. Например, взять и подарить землякам театр, оставив ради этого Москву и приспособив под это самый обычный дачный дом в самом что ни на есть обычном поселке.
О новом театре под Волгоградом в день премьерного показа Анатолий рассказал корреспондентам «Городских вестей».
Где прописалась Мельпомена?
От Волгограда и от Волжского недалеко: по мосту через Волгу едете, а где написано «Рыба» сворачиваете направо и немного вперед. Так объясняет маршрут перед интервью основатель и режиссер «Театра за Волгой» Анатолий Иванов журналисту «Городских вестей».
Если на машине, то в новый театр из центра Волгограда и впрямь можно добраться за считанные минуты. Но, несмотря на близость к городу-миллионнику, жизнь в СНТ «Озерное», где прописался «Театр за Волгой», больше похожа на сельскую. Половина его обитателей – люди от искусства далекие. Может, и бывают на спектаклях, но не так чтобы часто. Им грядки привычнее окучивать с ранней весны до заморозков, а вся «культура» в пролетарский поселок сочится из телевизора.
– А мы рады будем повести их к прекрасному, – говорит Иванов, встречая на пороге театра. – Соседей мы уже пригласили на премьеру. Я очень буду счастлив, если им понравится. И буду переживать, если окажется наоборот.
В «Театре за Волгой» все по-настоящему, только в миниатюре: гардероб, фойе, гримерка, зал, рампы, занавес, стулья. Снаружи это обычный дом. Даже вывески на нем нет.
– Да потому что это и есть дом. Внутри него жизнь. Общаемся, творим, приглашаем гостей, гоняем чаи с баранками. По сути, это театральная мастерская. И гости здесь в первую очередь те, кто любит театр, либо только решил окунуться в его волшебство: от нас зависит – придут они еще или решат, что им это не нужно, не интересно.
Стартануть скромная труппа «Театра за Волгой» решила постановкой камерной пьесы Николая Коляды «Змея золотая». Пьеса про любовь и искушение. Вкратце: в шиномонтажке на окраине города появляется богатая дама, которая предлагает молодому автослесарю пожить с ней за деньги. Парень отказывается, но об этом узнает его невеста, которая мечтает о красивой свадьбе. Девушка на какое-то время готова уступить жениха другой женщине в обмен на купюры… Самое главное, что в пьесе все хорошо заканчивается. Хэппи-энд, который, кажется, очень нужен сейчас нам всем.
К слову, скромной труппу театра, прописавшегося среди грядок и палисадников, назвать можно только по численности. Сам Анатолий Иванов – создатель, директор и режиссер в одном лице – двадцать лет служил в столичном театре «На Юго-Западе». Он признается: как стукнуло шестьдесят, решил вернуться на малую родину, уж очень сильно потянуло в родные края. В главных ролях премьерной постановки – народная артистка РФ Алла Забелина и актриса Волгоградского молодежного театра Наталья Стрельцова. Также в премьере задействованы выпускники ВГИИКа. А дальше…
– Мои московские друзья-коллеги чуть ли ни в очередь выстроились, чтобы приехать в Волгоград и сыграть в «Театре За Волгой». Когда я рассказал им о проекте, все поддержали: «Толь, это круто! Завидуем по-доброму. Зови, приедем обязательно», – делится Иванов.
Пацаны рукастые
«Театр За Волгой» на самом деле неполное название. Правильно так – «Театр за Волгой имени В. Беляковича».
– Валерий Романович – основатель, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра на Юго-Западе. К сожалению, его уже нет в живых. Назвав его именем свой театр, я отдал дань уважения другу и учителю, – говорит Иванов.
Валерий Белякович бывал в наших краях и всегда, когда отдыхал в Средней Ахтубе, восхищался ее красотой. Он-то и подал Анатолию идею проекта. Ведь и «Театр на Юго-Западе» отличается камерностью, труппа своими руками обустроила сцену и зрительный зал. Теперь «На Юго-Западе» – одно из самых известных и любимых мест театралов, в нем всегда аншлаги.
– В «Театре за Волгой» мы тоже все делали своими руками. Мы – это я и мой напарник, Игорь Терехов, – проводит параллель Иванов. – Игорь профессиональный строитель, я тоже когда-то учился класть плитку, штукатурить. Словом, пацаны мы оба рукастые.
Игорь Терехов не просто строитель. Дачный дом изначально принадлежит ему. Десять лет назад мужчина попал в компанию, куда был приглашен и Анатолий Иванов. Слово за слово и оба поняли – у них много общего. Засучили рукава, взялись за мастерки и дрели.
– В доме я как раз хотел сделать нечто похожее на большой кинозал. Вот чтобы просто с семьей сидеть, смотреть фильм, наслаждаться акустикой, – вспоминает Терехов. – Специально под это предусмотрел комнату. А когда услышал от Анатолия, что он собирается создавать театр-студию, загорелся идей. Дальше было дело за «малым» – подвинули стену, сделали сцену, гримерку. В общем, сами видите, что получилось.
Теперь Игорь еще и за звук в театре отвечает, и за освещение, и по реквизиту он главный. Говорит, погряз на старости лет в культуре по уши, о чем никогда раньше не думал. Иванов же шутит, что его друг-строитель обязательно сыграет в спектакле, хотя бы роль второго плана.
Пусть будет триста шестьдесят седьмым!
– Как же я жду премьеры! Зал будет полон, я уже знаю точно. Все 30 мест расписаны, все до единого, – радуется главреж, как ребенок.
Анатолий Николаевич вообще похож на мальчишку, только седого. Кажется, что все актеры хотят сыграть Гамлета, а он – Буратино. Да если бы и взялся за эту роль в свои 60+, никто бы не заметил возраста – поджарый, непоседливый, озорной.
И вдруг…
– Мы собираемся к Новому году поставить «Золотой ключик» Алексея Толстого. Репетируем с детским составом, – словно читает мысли Иванов. – Летом я набрал 10 ребят на обучение актерскому мастерству, это одно из направлений театральной студии. Дети замечательные, очень талантливые. «Ключик» – первая сказка, которую они сыграют. Декорации готовим, текст учим.
Часто ли увидишь у современных подростков в руках книгу? А тут дети читают классику, Толстого, учат текст. Наизусть. И им это нравится! Воистину волшебная сила искусства.
Играть спектакли в «Театре За Волгой» планируют дважды в месяц… по понедельникам. День, прямо скажем, тяжелый, непраздный. Но Иванов и тут уверен в успехе. Говорит, во-первых, в понедельник все учреждения культуры отдыхают, а у зрителя свой график – человек должен иметь возможность побывать в театре тогда, когда ему удобно. Во-вторых, актеры получат возможность подработать в свой выходной.
– Я прочитал, что в России сейчас 366 домашних театров. Это не так много на огромную страну. Пусть 367-й будет здесь, на моей малой родине, – говорит Анатолий Иванов.
А великий Гоголь когда-то заметил: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так пусть его становится больше.