В Волгограде, на набережной стоит на постаменте исторический катер – «Гаситель». Небольшой этот кораблик имеет большую и интересную историю.
При «рождении» «Гаситель» имел совсем другое название – «Царёв». Построен он был в 1903 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Был это пожарно-спасательный пароход. Заказывали его для Царицына сообща несколько пароходных компаний, имевших в городе свои причалы – «Русь» В.Ф. Лапшина, общество «Кавказ и Меркурий», компания Нобелей. Эксплуатировало его Министерство путей сообщения под номером 3857. До скорости 24 км/ч его разгоняла паровая машина Compaund мощностью в 400 лошадиных сил.
Судно участвовало в Гражданской войне, при обороне Царицына Красной армией. В 1926 г. «Царёв» был переименован в «Гаситель».
Главная часть истории Гасителя случилась в дни Сталинградской битвы. 27 июля 1942 года команда корабля, рискуя жизнью, спасла баржи с нефтью горевшего от бомбёжки нефтекаравана и отвела суда на 80 километров от Сталинграда. Команда Гасителя тушила огонь на приволжских железнодорожных станциях, под непрерывными бомбёжками работала на переправах через Волгу. В октябре 1942 г. «Гаситель» затонул. Когда уже после войны его подняли со дна Волги, на бортах парохода было более 3 тысяч пробоин.
После войны корабль был поднят со дна Волги, восстановлен и снова введён в строй. В 1949 году он участвовал в съёмках фильма про Сталинградскую битву, сыграв в нём самого себя.
В послевоенный период Гаситель проработал около 20 лет. В 1966 году он был выведен из состава флотилии и затоплен у левого берега Волги. Тогда он погиб во второй раз. Но ему снова было суждено возродиться – на этот раз уже в качестве памятника. В 1974 году седьмой экспедиционный отряд судоподъёмных, подводно-технических и аварийно-спасательных работ Минречфлота РСФСР поднял корабль. 6 ноября 1977 года, к 60-летию Октябрьской революции памятник был торжественно открыт.