Педагог Виктор Юртаев вместе с учениками мастерит модели редких кораблей
Вопрос «Кем быть?» перед ним не стоял с детства. Конечно же, моряком! Мальчишка с Ельшанки, выросший на берегу Волги, после окончания 8-го класса поступил в Астраханскую мореходку, потом бороздил Каспий, 17 лет был капитаном. Сегодня Виктор Алексеевич передает свой богатый опыт курсантам Волгоградского училища речников.
Сколько себя помнит, он пропадал на реке. Купался, удил рыбу, мечтал о дальних странствиях. В 15 лет вместе с тремя одноклассниками 93-й волгоградской школы приступил к осуществлению мечты — стал курсантом мореходного училища в Астрахани. Четыре года они жили вдали от дома, носили форму и соблюдали строгий распорядок дня. Верность профессии друзья пронесли через всю жизнь, которая разбросала их по разным концам света: один уехал на Камчатку, другой на Сахалин, третий на Север. Виктор Юртаев остался в Астрахани, в Каспийском морском пароходстве.
Порт приписки он не менял четверть века, только суда были разные: буксиры «Суровый», «Опытный», «Оперативный», сухогруз «Акстафа». С третьего штурмана вырос до капитана. Бывало, что попадал в шторм.
— Каспий — один из лидеров ветреной погоды. Здесь 300 дней в году штормовых. Качает от 6 баллов и выше. А вот экстремальных случаев миновал. К выходу в рейс наша команда всегда готовилась тщательно.
Заняться моделированием Виктора Юртаева подвигла история барка «Товарищ», команда которого в годы войны, погибая, спасла боевых товарищей. Парусник «Товарищ» стал вторым в творческой биографии мастера Виктора Юртаева, который начал изготавливать модели судов, сохраняя традицию училища. До него это делал преподаватель Илья Кузьмич Жуков. Виктор Алексеевич возродил кружок судомоделирования. Первой была «Акстафа», чертежи на которую прислали из Астрахани. Документы на буксир «Суровый» он тоже привез с собой с прежней службы.
— Работаем строго по чертежам, — говорит Виктор Алексеевич. — Масштабы «Паллады», «Товарища» и «Акстафы» — 1:100, «Сурового» 1:50, бронекатера-13 — его можно увидеть у музея-панорамы «Сталинградская битва» — 1:20. Наиболее сложные в изготовлении — парусники. Одна из самых любимых моделей ребят — 3-мачтовый фрегат «Паллада». Он напоминает о походе наших курсантов в кругосветку. Парусное вооружение у него прямое, отличается от «Товарища»…
Виктор Алексеевич объясняет, как и из чего изготавливают детали к моделям.
— Для корпусов лучше всего подходит липа, она легко обрабатывается. Леерные ограждения делаем из сетки для штукатурки, кнехты выточены на токарном станке, винт вырезан из жести, а иллюминаторы получились в результате наматывания тонкой проволоки на гвоздь.
Попав в кабинет Виктора Алексеевича, можно увидеть немало устройств, снятых с судов и служащих учебными пособиями. Но больше всех привлекает внимание носовая часть старинного парусника «Св. Елена». Ее Виктор Юртаев сделал из ДСП и картона. Водрузил фигурку льва — символа власти и могущества — и куклу-капитана. Они приветствуют курсантов при входе.
Всего макетов судов здесь больше двух десятков. Они периодически реставрируются. Завершается работа над «ОМом» — такие работают у нас на переправе через Волгу. Ждут своего часа «Аврора» и эсминец.
Ольга ЗАПЛАВНОВА.