Житель из Пичуги мечтает напоить волгоградцев в День города из своего самого большого самовара
Реликвии с чердака
Собирая коллекцию, Александр Климешов объездил всю Волгоградскую область, а также населенные пункты соседних регионов. Через руки мастера прошли сотни самоваров, которым он дал вторую жизнь. Возраст некоторых из них достигает полторы сотни лет, среди них уникальные экземпляры с клеймами медалей международных выставок.
А началось все с двух старых самоваров — наследства прабабушки, — которые залежались на чердаке. Александр попробовал их обновить, получая помощь от знакомого реставратора по… телефону. Потом по-настоящему увлекся этим занятием. За три с половиной года он собрал коллекцию и отреставрировал несколько сотен антикварных самоваров. Встречались очень редкие, например, самовар в форме шара на трех опорах. Его называют шар-паук.
— С ним пришлось повозиться, — рассказывает Климешов. — Некоторые экземпляры подолгу ждут своей очереди, потому что нет запчастей. Реставрация самоваров — весьма интересный процесс, ведь все они на самом деле очень разные.
Например, у оружейника Федора Лисицына, который упражнялся в работах по меди и в 1778 г. изготовил первый самовар, изделия были в виде бочонков, ваз с чеканкой и гравировкой, яйцевидной формы, с кранами в виде дельфинов, с петлеобразными ручками.
Владельцы фабрик, на которых изготавливались самовары, участвовали в многочисленных выставках, которые проходили в Париже и Чикаго, Лондоне и Нижнем Новгороде. На лучших образцах ставились клейма медалей. Есть такой и у нашего коллекционера. Он говорит, что по изображениям медалей можно определить год изготовления изделия, и сравнивает самовар с антикварной книгой.
Александр Климешов по образованию — учитель русского языка и литературы. О самоварах перечитал немало книг, перелопатил Интернет. Много ценной информации узнает от людей из глубинки. Есть среди них дедушка, который делает вытяжные трубы для самоваров. Некоторые недостающие детали приходится отливать заново.
Главная задача, которую ставит перед собой мастер, — восстановить самовар, чтобы в нем можно было кипятить воду на дровах.
— Сегодня возвращается мода на старинные самовары, и цена на них возросла в 2—3 раза по сравнению с тем периодом, когда я только начинал, — делится Александр. — И она будет постоянно расти, — считает он. — Рано или поздно эти реликвии осядут в частных коллекциях. Для музеев самовар представляет ценность в том состоянии, в котором его нашли, с вмятинами, повреждениями — в таких экспонатах есть внутренняя энергетика, душа. Но для чаепития они непригодны. А те самовары, которые проходят через руки реставратора, получают новую жизнь. Когда видишь, как они сверкают, невольно вспоминается словосочетание «самоварное золото».
Первые самовары начала XIX в. были на Руси дорогим удовольствием — их могли себе позволить только очень богатые люди. Самовар стоил как несколько деревенских изб. Через столетие самовары стали массовым предметом быта, но все равно цена них была довольно высока. Главная их ценность заключалась в непреложности традиций, обычаях русского гостеприимства. Невозможно представить себе щедрых хозяев времен Пушкина и Гоголя, Блока и Горького без круглого стола и самовара. Чаепитие в кругу друзей и родных символизировало тепло и сердечный покой.
Коллекционер Александр Климешов мечтает найти большой старинный самовар, отреставрировать его и установить в центре Волгограда в День города, чтобы все горожане могли угоститься из него чаем!
Ольга ЗАПЛАВНОВА.
Врезка
В 1808 г. в Туле работало восемь самоварных фабрик. Самовары тогда продавались на вес: из латуни — 64 руб. за пуд, из красной меди — 90 руб. за пуд.