Как в Нижнем Поволжье воспитывали строителей социализма с помощью арифметики
В 1929 г. в государственном издательстве Саратова была выпущена «Рабочая книга по математике». Учебник, утвержденный научной-методическим советом Саратовского крайоно, предназначался для 3-го года обучения в сельских школах Нижнего Поволжья. Как отмечали в предисловии составители пособия П. Антонов, Н. Путимцев и Р. Чашкин, «рабочие книги по математике изданы в помощь юным строителям социализма. Но каждый учитель должен помнить, что материал книги только пример. И он, естественно, будет видоизменяться с ходом строительства социализма».
Отделите батраков от середняков
Какие же задачки предлагали решать составители учебника грызущим гранит науки 1929/1930 учебного года? Задачи были составлены исключительно на краеведческом материале, характеризующем в цифрах местную природу, труд крестьян, нужды и перспективы развития крестьянского хозяйства, культурно-бытовые условия жизни деревни Нижне-Волжского края. Учебник имел четыре раздела: «Деревня», «Деревня и город», «Весна в деревне и труд крестьянина» и «Первое мая». Для городских жителей был выпущен свой учебник с оригинальными заданиями.
Помимо традиционных знаний по арифметике в деревенском задачнике давались примеры по фенологии — наблюдениям за природой, геодезии и строительству. Вот одна из задач по фенологии, публикованная в подразделе «Сбор урожая и обработка сельскохозяйственных продуктов». «Задача № 3. Температуру измеряли 2 раза в сутки: в 1 час дня и в 9 часов вечера. Днем было 16 градусов, вечером — 10. Надо вычислить среднюю температуру за сутки». Решать задачу предлагалось не простым вычислением в столбик, а с помощью рисунка по клеткам: «В тетради обчертите одну полоску шириной в одну клетку и высотой в 16 клеток и другую шириной в одну клетку и высотой в 12 клеток. Сообразите, сколько клеток нужно отнять от первой полоски и приставить ко второй, чтобы их уравнять? По сколько клеток станет в каждой полоске? Это число и будет показывать среднюю температуру за сутки».
А вот задачи, относящиеся к разделу «1 Мая»: «Через 11 лет после 1 Мая 1891 г. в Саратове в день празднования 1 Мая полиция напала на рабочую демонстрацию и стала избивать рабочих, когда те выходили из чайной «Маяк». В каком году это было? Когда начали праздновать 1 Мая в вашей деревне? Сколько лет прошло с тех пор?».
«На 1 октября 1928 г. по Нижне-Волжскому краю было членов ВЛКСМ батраков 9340, крестьян бедняков — на 11 172 чел. больше и крестьян середняков — на 4980 чел. меньше батраков. Сколько всего было крестьян членами ВЛКСМ на 1 октября 1928 г?»
Не давайте попу натурой
Особое внимание составители уделили антирелигиозной пропаганде и борьбе с пьянством. Так, в подразделе «Быт деревни и ее организация» читаем введение: «Особенно много праздников церковь приурочила в деревне к зиме, когда крестьяне, собрав урожай, располагают деньгами. Праздники, а вместе с ними и пьянство, тянутся по 2 дня, а иногда и неделю». Далее учащимся предлагается задача: «Семья из пяти человек деревни Бубновки Аткарского района произвела следующие расходы на праздник Введения Пресвятой Богородицы. Просфоры — 10 коп., поминание родителей — 30 коп., свечи — 35 коп., на церковь — 15 коп., попу деньгами — 50 коп., попу натурой — 30 коп. На самогон — (1\4 ведра по 77 коп. бутылка) — 3 руб. 85 коп. Подсчитайте, сколько ненужного расхода сделано семьей? Высчитайте, сколько денег сбережет эта семья в год, когда освободится от религиозного дурмана, если таких праздников в год набирается до 10?» Или: «В деревне Ивановке, в которой проживает 1500 жителей, за 1926 г. в связи с религиозными предрассудками сделано ненужного расхода: на молебны — 1048 руб., на свадьбы — 4050 руб., на похороны — 475 руб., на религиозные праздники — 11 350 руб. Составьте диаграммы на ненужные расходы, которые понесла деревня… Посчитайте, на какую общую сумму нанесен ущерб религией бюджету крестьян вашей деревни? Составьте после этого смету на покупку двух тракторов, радиоприемника и рядовой сеялки. Диаграмму и смету передайте в избу-читальню и сельсовет».
А эти любопытные задачи составители поместили в раздел для устного счета. «Задача № 333. Вместе с пьянством в дни религиозных праздников увеличивается в деревнях хулиганство, драки и др. несчастные случаи. Вот данные по одной из деревень. В обычные дни случаев хулиганства и пьянства — 1—2. В религиозный праздник Рождества Христова в первый день — 12, во второй день — 16. Во сколько раз хулиганства больше в дни религиозных праздников, чем в обычные дни? Узнайте данные об этом в вашей деревне».
«Задача № 334. В церковь ходят прихожане 144 раза в год. Служба тянется в среднем 2 часа. Сколько теряет рабочих дней крестьянин, посещающий церковь, в год, считая рабочий день в 8 часов, и во что ему обходится посещение церкви, если рабочий день оценивается в 2 рубля?»
И эта запись, напоминающая, скорее, газетную заметку, тоже является задачей из учебника.
«Задача № 327. Школьники организовали демонстрацию против пьянства в своей деревне с плакатами: «Долой самогон!», «Ни копейки на водку!», «Отцы, не пропивайте своего здоровья!», «Отцы, не пейте самогона, а сдавайте хлеб государству!» — и пошли к винной лавке. Демонстрация подействовала. Сельское собрание постановило закрыть винную лавку и построить общественную баню, на которую требовался следующий расход: купить сруб — 550 руб. 50 коп., перевезти его — 15 руб. 75 коп., поставить сруб на место — 127 руб., достроить — 630 руб., оборудовать баню — 245 руб. Во что обойдется постройка бани? Хватит ли на постройку бани денег, которые крестьяне пропивали в один церковный праздник, если в деревне 400 дворов и каждый двор пропивал 5 руб.? Ведете ли вы борьбу с пьянством в вашей деревне?»
Вот так наши предки одним махом убивали двух зайцев: арифметику изучали и классовые предрассудки искореняли.
Инга ИВАНОВА.