Грязе-Царицынский вокзал стал главной станцией одноименной железной дороги.
Бурный рост, который переживал Царицын во второй половине XIX века, во многом был обусловлен тем, что город из небольшой пристани на Волге превратился в крупный железнодорожный узел. Первой в городе начала работать Волго-Донская железная дорога, связавшая Царицын и Калач. Эта дорога, существенно облегчившая транспортировку грузов с Волги на Дон и заменившая знаменитую многовековую Переволоку, начиналась у берега Волги, там, где сейчас расположен грузовой порт. Второй дорогой, связавшей Царицын с общероссийской железнодорожной системой, стала ветка Грязи — Царицын, открывшаяся 25 июля 1871 г. Главной станцией на этой дороге стал новый Грязе-Царицынский вокзал, который в наше время называется Волгоград-1.
Строитель «железки»
Строительство дороги вело акционерное общество «Юго-Восточная железная дорога» с 1868 г. Подрядчиком на строительстве дороги был один из богатейших людей России того времени — Петр Ионович Губонин.
Родился Губонин в 1825 г. в д. Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семье простого каменщика. Начал он с продажи камня для строительства железнодорожных мостов, а потом и сам стал получать подряды на их строительство. Выбившись из самых низов, в 1864 г. Губонин вместе с инженером Садовским получает подряд на постройку каменных мостов строящейся Московско-Курской железной дороги. После этого он участвует в строительстве Орловско-Витебской, Лозово-Севастопольской, Уральской, Горнозаводской, Балтийской и других железных дорог.
В 1869 г. Губонин приступает к строительству Грязе-Царицынской железной дороги и появляется в нашем городе. Он приехал в Царицын и выбрал место, где будет стоять в будущем главный вокзал. За 1500 руб. он покупает у города огромный участок земли. В собственность железной дороги отходит территория под вокзалом и путями до самого железнодорожного депо. Цена, конечно, за такой участок была смешная, но и участок был не подарок — кусок оврага, который сначала нужно засыпать, да и городская Дума понимала, что принесет городу этот участок, когда строительные работы на нем завершатся.
Вокзал вместо оврага
Каждый, кто ездил из Волгограда в Москву поездом, ехал как раз по этой дороге. Именно тогда на нашей земле появились существующие и доныне станции Арчеда, Филоново, Алексиково, Поворино. Участок протяженностью в несколько сотен верст был построен ударными темпами, и уже в июле 1871 г. по нему пошли поезда.
Городская Дума оценила деятельность Губонина. Седьмого сентября 1871 г. Дума подала ходатайство на высочайшее имя о присвоении Губонину звания почётного гражданина города Царицына. Это был первый в истории города случай присвоения такого звания. В апреле 1872 г. решение о присвоении звания было утверждено. Губонин стал первым почетным гражданином в истории нашего города. Он был богат и знаменит, но как человек простой любил закусывать шампанское солеными огурцами, предварительно разбавив его квасом.
Новая жизнь вокзала
Вокзал неоднократно перестраивали, и до революции, и после. 23 августа 1942 г. здание подверглось интенсивной бомбардировке. Несмотря на полученные разрушения и начавшуюся Сталинградскую битву, вокзал продолжал работать до 13 сентября 1942 г. 14 сентября его заняли немцы.
После войны было принято решение о строительстве нового здания. Вокзал Сталинград-1 строился строго на месте старого, частично используя фундаменты предшественника. Современный вокзал стал одновременно и памятником предшественнику, сделавшему немало для развития нашего города и оставившего такой важный след в истории Сталинградской битвы.