Знаменитая певица любила карельскую березу
Почти всю мебель Александр Владимиров изготовил у себя дома сам. Были времена — реставрировал и изготавливал на заказ шкафы, столы, кровати для таких знаменитостей, как Лидия Русланова, Тамара Макарова, Владимир Васильев. А его деревянные гуси-лебеди «перелетели» океан, обосновавшись в США и Канаде.
Искусству обработки дерева Александра Владимирова научили в железнодорожном училище при вагоноремонтном заводе им. Войтовича в Москве. Три человека со всего выпуска взяли в отделение по ремонту спецвагонов международного направления. Александр был в их числе.
Счищать старый лак внутренней отделки вагонов, циклевать до чистоты, покрывать новым, вдыхая вредные пары, — работа не из легких. Связки и сухожилия кистей рук мастера повреждены и до сих пор иногда болят.
После службы в армии столяр-краснодеревщик нашел себе более интересную работу — стал трудиться в цеху по изготовлению нестандартной мебели.
В начале 50-х гг. прошлого века в стране вообще никакой мебели не было. И ему приносили заказы на реставрацию шкафов, буфетов, комодов известные люди.
— Лидия Русланова, например, любила карельскую березу, я ей сделал целый гарнитур, — вспоминает Александр.
Народному артисту СССР танцовщику и хореографу Большого театра Владимиру Васильеву изготовил кровать. С чемоданчиком инструментов мастер бывал и в доме народной артистки СССР Тамары Макаровой. Немало мебели ремонтировал в музеях Москвы, Доме творчества писателей.
Один из последних объектов — Министерство внутренних дел на ул. Огарева, 6. Но больше всего запомнилось старинное здание издательства академии наук в бывшем особняке Саввы Морозова. Внутренняя отделка помещений была просто шикарной, вспоминает собеседник. Его чрезвычайно поразила резьба из дуба по всему периметру, включая потолок, стены из ореховых пилястр с гобеленами. На одной из лестниц была дубовая скульптурка мальчика-ключника. Несколько фаланг на пальцах руки у него отсутствовали, и реставратор устранил изъян.
Так вышло, что после работы в здании, принадлежащем академии наук, Александр Владимиров вскоре и сам занялся наукой. Но это уже было связано с обработкой металлов. К дереву вернулся много позже. Одну из своих первых поделок изготовил в качестве подарка организаторам международного пробега в городе Гжель. Его участники из 14 государств, и Владимиров в том числе, обменивались сувенирами. Сделанную руками волгоградского умельца вазу решили поместить в местный музей.
Всю жизнь Владимиров любил заниматься чем-то новым — изобретал, экспериментировал. Стал инженером, учился без отрыва от производства. Во время работы было не до хобби. И вот теперь вернулся к истокам. Материал — спиленные деревья на даче и на городских улицах. Клен, алыча, абрикос. Главное, чтобы текстура была красивой, объясняет со знанием дела мастер. О технологии может говорить долго.
В коряге или пне он сразу видит произведение искусства: с помощью стамески, молотка, напильника доводит до совершенства красоту природного материала. И вот уже вазы с необыкновенным узором и ручками в виде птичьих голов поселяются не только дома у мастера, но разлетаются по всей стране и даже благополучно пересекают океан, поселяясь у друзей, детей, внуков и правнуков, которых у него, кстати, уже семеро. В далекой Канаде дочь Лида украсила поделками отца свой дом. А знакомая Владимирова, проживающая в США, щеголяет там в его абрикосовых бусах.
Ольга ЗАПЛАВНОВА.