Волгоградские патриоты выступают за увековечение имени великого казачьего писателя
Певец тихого Дона
Эта публикация посвящена памяти Федора Крюкова, белогвардейского офицера, самобытного писателя, одним из первых в своих повестях и рассказах открывшего для России казачество, его быт, радости и горе, чья жизнь трагически оборвалась в самом расцвете сил и творчества.
Депутат, писатель, арестант
Федор Крюков родился в семье донского атамана 14 февраля 1870 г. в станице Глазуновской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского. Мать Крюкова — донская дворянка. Федор Крюков с серебряной медалью окончил Усть-Медведицкую гимназию. Его однокашниками были легендарный командарм 2-й конной армии Филипп Миронов, будущий писатель Серафимович — Александр Попов и будущий тесть Михаила Шолохова — Петр Громославский. Крюков продолжил образование в Петербургском историко-филологическом институте, по окончании которого работал в орловской гимназии учителем истории и географии, был воспитателем в ее пансионе. В 1906 г. будущий писатель избран депутатом 1-й Государственной Думы от Области Войска Донского. Но вскоре — 10 июля 1906 г. — после разгона Государственной Думы 1-го созыва — подписал так называемое «Выборгское воззвание», призывавшее сопротивлению властям. Против подписавших в стране было начато уголовное преследование, в результате которого 167 депутатов, в том числе и Крюков, были преданы суду. Будущий писатель отбыл трехмесячный срок в петербургских «Крестах».
Затем уже активно пишущий Федор Крюков трудится заведующим отделом литературы и искусства журнала «Русское богатство» под эгидой Владимира Короленко и преподает словесность и историю в гимназиях Орла и Нижнего Новгорода.
Таинственный сундучок
Федору Крюкова не суждена была долгая и счастливая жизнь. Грянула Первая мировая. Крюков служит в санитарном отряде под командованием князя Варлама Геловани и в свободные минуты пишет очерки из быта военного госпиталя и санитаров. А в 1918 г. младшего брата Федора, служившего лесником, за «интеллигентный вид» убивают красноармейцы. И Крюков становится непримиримым противником красных и идеологом белого движения. В 1920 г. вместе с остатками армии Деникина отступает к Новороссийску. Весной он подхватывает сыпной тиф и умирает в возрасте 50 лет в госпитале монастыря х. Незаймановского Краснодарского края. Его творческое наследие составляет 63 повести и рассказа, созданных писателем в период с 1892 по 1919 гг.
— В станице Глазуновской, где земляка помнят и любят, старожилы передают из уст в уста предание о таинственном сундучке, в котором хранился главный труд писателя — его повесть о тихом Доне, — делится волгоградский писатель и сценарист Юрий Войтов. — После смерти Крюкова сундучок попадет к атаману Громославскому, другу Крюкова и будущему тестю Шолохова. Дочь атамана Мария будет делопроизводителем у 15-летнего комиссара продотряда Михаила Шолохова.
Дань памяти
В литературоведении существует версия — ее придерживаются писатель Александр Солженицын, литературовед Ирина Медведева-Томашевская и другие: согласно ей Федор Крюков является автором оригинального текста романа «Тихий Дон», впоследствии переработанным и изданным Михаилом Шолоховым.
— Шолохов не был бесталанным юношей, — продолжает Войтов, — в газетах уже печатались его рассказы. Роман «Тихий Дон» вышел в свет в 1928 г., когда писателю исполнилось 23 года. Интеллигенция застыла от удивления. Как мог парень с четырехклассным образованием, не знающий казачьего быта, донской истории, написать произведение такой силы?!
Солженицын писал: «С самого появления своего «Тихий Дон» протянул цепь загадок, не объясненных и по сей день. Перед читающей публикой проступил случай небывалый в мировой литературе. 23-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности…»
К мнению писателя присоединились глазуновцы, и снова всплыл таинственный сундучок. Молодой казак Астах Ивлев, воевавший с Крюковым, вернулся в Глазуновскую и рассказал о последних минутах жизни знаменитого земляка. Как больной тифом Крюков лежал на подводе, плакал и говорил: « Смерти я не боюсь. Умирать все равно когда-нибудь надо. А плачу я потому, что в этом сундуке, как сирота, остался главный труд всей моей жизни — роман о батюшке тихом Доне и моем народе».
— Эти слова глазуновцы запомнили на всю жизнь и доныне передают их из поколения в поколение, — подытоживает Войтов. — Сегодня прах Федора Крюкова лежит где-то у изгороди церкви в станице Новокорсунской Краснодарского края. И наша с вами обязанность, пока мы еще помним, найти его и перенести на малую родину Федора Крюкова, в станицу Глазуновскую. Пусть великий писатель Дона обретет свой дом. Это будет покаяние за наших дедов, которые пытались стереть память о нем!
ВРЕЗКИ:
Геннадий КОЧЕТОВ, казачий подполковник, член общественного совета при министре по делам национальностей и казачества правительства Волгоградской области, эксперт Общественной палаты Волгоградской области:
— Решение о перезахоронении Федора Крюкова будет логическим звеном, связывающим патриотов России на фоне непримиримости белых и красных, для прекращения их противостояния.
Александр ТАБОЛАЕВ, атаман ВРОО «Царицынский округ донских казаков», командир поискового отряда «Стрежень»:
— Присоединяюсь к почину, ведь Федор Крюков — значительная фигура своего времени. Если бы не трагическая случайность, произошедшая с ним, он многое совершил бы еще в своей жизни. Великий человек не должен лежать в безымянной могиле! Если мы найдем останки писателя и перезахороним, это будет замечательно!
Инга ИВАНОВА.