В ближайшие 10 лет сфера образования в городе-герое продолжит свое развитие с учетом новых перспективных направлений.
Планы впереди грандиозные – мотивировать молодежь на занятия научной деятельностью, усилить интерес детей и родителей к востребованным рабочим профессиям, повысить компетенции в сфере IT, обновить образовательные учреждения и многое другое. О том, какие возможности в городе и регионе для этого уже есть и что еще предстоит сделать «Городским вестям» рассказали эксперты.
Для студенчества
Ключевой проект образовательного направления в рамках 10-летней программы развития Волгограда до 2034 года – университетский кампус, который в течение ближайших лет будет построен в Тракторозаводском районе. О студенческом городке такого уровня еще какое-то время назад только приходилось мечтать, а сейчас эти планы уже сложились в конкретный проект.
Будущий кампус разместиться на территории площадью более 28 тыс. кв. метров. На постоянной основе в нем смогут находиться 4500 человек. Студенческий городок будет включать в себя четыре жилых блока, физкультурно-образовательный центр, лабораторные корпуса, гостиницу, конгресс-центр, а также крытую оранжерею, спортплощадки, автопарковки и многое другое.
В Волгограде много студенческой молодежи и с появлением кампуса будущее поколение сможет реализовать себя в научно-практической, спортивной, инженерно-технической и других сферах, а также развлечься, отдохнуть, приобрести товары, получить различные услуги.
- Наш регион – один из лидеров по количеству учреждений высшего образования, поэтому создание такого кампуса очень своевременно, - отмечает Яха Лунева, начальник отдела дополнительного образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области. - Город с таким большим количеством студенческой молодежи нуждается в месте, где будет формироваться сообщество молодых ученых, сотрудников, двигающих экономику региона, и составляющих его кадровую основу. В некоторых субъектах уже есть аналогичные кампусы, они показали свою эффективность в части каких-то новых достижений и в науке, прорывных технологиях. Наш регион сейчас очень стремительно развивается, это видно по многим отраслям экономики и поэтому нуждается в современной инфраструктуре, молодых кадрах.
Для престижа рабочих профессий
Особое внимание планируется уделять развитию среднего специального образования, ведь сейчас делается ставка именно на рабочие профессии, которые показывают большую востребованность. В этом направлении уже сделано многое. Один из ярких примеров – успешная реализация в ссузах и в некоторых вузах федерального проекта «Профессионалитет».
- Проект стартовал в 2022 году, и наш регион стал его активным участником, благодаря поддержке губернатора, крупных предприятий. В 2022 году были созданы первые два образовательно-производственных кластера – на базе аграрного вуза и Волжского политехнического техникума. Наш колледж вошел в проект в 2023 году – на его базе появился кластер «Транспорт и дорожное хозяйство», - говорит Татьяна Самарская, заместитель директора Волгоградского технического колледжа. - Уникальность проекта заключается в полном переформатировании средне-профессионального и высшего образования для того, чтобы повысить престиж рабочих профессий. А мы знаем, что президентом РФ поставлена задача до 2028 года подготовить до 1 млн рабочих кадров для всех отраслей экономики. Благодаря этому проекту, модернизируется материально-техническая база учебных заведений, в их стенах воссоздаются производственные участки, позволяющие подготовить специалиста с учетом всех технологических особенностей и процессов, которые его ждут на производстве.
По словам педагогов, школьники уже начали проявлять интерес к рабочим профессиям и все больше ребят после девятого класса делают выбор в пользу колледжа или техникума. Этому способствует ранняя профориентация школьников.
- Сейчас учащиеся школ снова начинают обращать внимание на ссузы, многие хотят там учиться, потому что в них очень круто, - Сергей Кравченко, учитель биологии Средней школы № 92 Краснооктябрьского района Волгограда. - Школьникам организуют экскурсии на заводы, они своими глазами видят, как там все устроено, как трудятся рабочие, и это очень воодушевляет ребят.
Постепенно начинают возрождаться и популярные в советское время учебно-производственные комбинаты, чтобы старшеклассники уже в школе могли получить первую профессию. Только в техническом колледже за последнее время обучились 30 ребят, которые стали слесарями 2-го разряда и сборщиками БПЛА.
Для школьников
Образование идет в ногу со временем, обучение новым технологиям начинается уже со школьной скамьи. Наш регион один из первых начал развивать сеть детских технопарков, и работа в этом направлении будет продолжена.
- Первый технопарк был создан в 2018 году по поручению губернатора Андрея Бочарова, - напоминает Яха Лунева. - Он включает в себя несколько направлений допобразования. Ребята занимаются робототехникой, IT- направлением, и естественно-научным направлением. Эффективность детского технопарка мы можем оценить уже сегодня. Ежегодно только в одном технопарке занимаются 800 детей. Из-за растущей потребности, возникла задача развивать сеть технопарков. На сегодняшний день у нас 20 крупных стационарных технопарков в Волгограде и Волжском, которые являются ядром технической направленности среди учреждений дополнительного образования. С 2020 года технопарки появляются в школах. Школьные технопарки используют как в образовательном процессе, так и в качестве допобразования. Учащиеся активно защищают проекты, участвуют в различных соревнованиях. В этом году мы создаем еще три технопарка - два в волгоградских школах и один в Волжском. Это очень востребованное, актуальное и интересное для детей направление.
Цифровое образование дети также получают в «IT-кубах» – центрах технической направленности, которые работают на базе образовательных организаций. В нашем регионе уже функционируют четыре таких центра, каждый из них ежегодно принимает по 400 детей. В этом году планируется создать еще один «IT-куб».
- «IT-кубы» тоже способствуют профориентации ребенка, занимаясь в таких секциях он может выбрать профессию и наглядно увидеть свое развитие, - отмечает Яха Лунева. – Производство сейчас роботизируется, все рабочие специальности связаны с цифровой грамотностью, компьютерной грамотностью, робототехникой, - IT-технологиями. Сегодня уже слесарь – это не просто тот, кто работает гаечным ключом, это человек, который использует в своей работе современное оборудование.
Нельзя не отметить рекордное строительство новых школ, а также капитальный ремонт действующих образовательных учреждений, которые после преображения получают новую жизнь. За последние годы в городе-герое введены в эксплуатацию четыре новые школы. В новом учебном году свои двери откроют еще две – в Дзержинском районе на ул. Кортоева и ул. Шекснинской на 1280 и на 1000 мест соответственно. 1 сентября 2025 года первых учеников примут школа на 800 мест в поселке ГЭС, а также учреждение на 1224 места в микрорайоне Ново-Комарово Советского района.
В текущем году идет капремонт в школах №64, 89 и спортивном зале гимназии №7. Ранее были отремонтированы корпус школы №67 и детский сад № 236.
10-летней комплексной программой развития предусмотрено возведение 11 школ и 20 детских садов.
Для учителей
Не забывают и о самых главных лицах образования – педагогах. Престиж учительской профессии из года в год растет. Быть учителем теперь снова стало почетно и интересно.
- Сейчас в школе очень много нового и интересного – и проектная деятельность, и работа с оборудованием, и нацпроекты, помогающие найти педагогам какое-либо новое направление и потянуть за собой детей, - отмечает Галина Орехова. - Сегодня школа – это то учреждение, где каждый молодой специалист и каждый опытный педагог может найти нишу, которая ему интересна. Школа постоянно развивается. Решается кадровый вопрос. Мы привлекаем в школу молодых специалистов и всячески их поддерживаем. У нас работают городской и областной советы молодых специалистов, есть клуб молодых педагогов, оказывается финансовая помощь, в регионе действует программа «земский учитель», ежегодно проводится конкурс профмастерства.
Главные акценты направления:
Потенциал:
19 вузов
18 колледжей и техникумов
2,5 тыс. научно-преподавательского состава
85 тыс. студентов
1 тыс. аспирантов
Цели и задачи:
- Создание программ мотивации для молодых специалистов в пользу выбора востребованных профессий, получения степеней научных званий
- Развитие прикладных наук и повышение компетенций, в т.ч. в сфере IT;
- Подготовка кадров для экономики города, исходя из меняющихся запросов рынка;
- Создание и реализация новых технологий.
Проекты:
- Строительство университетского кампуса на конверсируемой территории Тракторозаводского района;
- Образовательно-производственные кластеры «Транспорт и дорожное хозяйство» и «Химическое производство»;
- Проведение ежегодных профориентационных форумов
(слетов) для школьников и их родителей;
- «Городская лаборатория» и детские технопарки «Кванториум» на базе МОУ;
- Запуск системы стажировок молодых ученых в компаниях-лидерах и технологических компаниях
Результат:
- Создание научной базы для подготовки квалифицированных кадров для промпредприятий;
- На 20 % больше количество обучающихся в ссузах по рабочим профессиям.