В двухкомнатной квартире волгоградцев сегодня живут 11 родственников из Донецка
Сергей с супругой и двумя дошколятами добирались в Волгоград из Донецкой области четверо суток — на поезде с пересадками.
20 лет спустя
В Волгограде их встречал отец Сергея, который и настоял на переезде, когда на юго-востоке Украины начались военные действия. До этого сын и отец не общались 20 лет — так сложилось в жизни… Но сегодня, когда на Украине бомбят, семья сплотилась и родню встретили с радушием: все разместились в 2-комнатной квартире. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
— Моя переписка с папой началась, когда у нас в городе Красноармейске Донецкой области ничего еще, казалось, не предвещало огромной беды. Они с мамой расстались, когда я был совсем мальчишкой. Понятно, что мама из-за развода не особенно стремилась к общению, но я долго таил в душе мечту встретиться с отцом, — рассказывает Сергей. — Когда у самого появилась семья и родились сын с дочкой, это желание только укрепилось. В социальных сетях написал письмо, не очень-то рассчитывая на ответ. Ведь столько лет прошло! А отец сразу пригласил в гости! Мы приезжали сюда весной, когда поезда еще ходили без проблем и на границе не было такого ужаса, который творится там сейчас. У моего отца замечательная семья, я впервые познакомился и со своей сводной сестрой. Кто мог представить, что буквально через несколько месяцев нам придется буквально срываться с насиженного места, а маленькая квартирка отца станет нам уютным пристанищем от бед, обрушившихся вдруг на юго-восток Украины.
Автоматом по песочнице
Сергей с грустью рассказывает о том, что всего год назад удалось накопить денег и купить для семьи квартиру в центре донецкого Красноармейска. Вместе с супругой с удовольствием возились, обустраивая новое жилище. Заказали пластиковые окна, заплатили фирме за замену котла. То есть обустраивались основательно. Но поставить все это так и не успели. Бежали, прихватив только самые необходимые вещи.
— Когда мы приехали в Волгоград, у отца в квартире уже обосновалась семья его сестры из Донецка, тоже беженцы. Сегодня в маленькой квартирке разместились 11 человек. Жена отца, педагог по образованию, очень помогла нам всем и в чисто психологическом плане, — говорит Сергей.
Супруга молодого человека пока смогла найти работу посудомойки, Сергей тоже подрабатывает, где только можно. Но они довольны и понимают, что их положение можно считать по нынешним временам даже завидным. Во всяком случае, по сравнению с теми, кто остался в зоне боевых действий на украинской стороне.
— Связывались с родней и знакомыми, оставшимися в Донецкой области, им там приходится очень несладко, — продолжает Сергей. — Наши соседи рассказали, как украинские вояки, проходя мимо детей, игравших в песочнице, выпустили поверх их голов автоматную очередь. Просто в шутку... И таких примеров масса.
Без денег и документов
Мы встретились с Сергеем в Волгоградском региональном отделении Всероссийского детского фонда. Он один из тех, кто приходит сюда за помощью. В поле зрения фонда люди, которые самостоятельно пересекли границу, спасаясь от бомбежек на Украине, и теперь оказались перед лицом самых разных проблем.
Эта организация активно действует на территории региона уже более 20 лет, ее благотворительные программы на слуху у горожан. Поэтому самая разная помощь фонду от неравнодушных людей стала сейчас еще более активной.
Председатель детского фонда Раиса Скрынникова сказала, что на сегодняшний день в организации зарегистрировано уже 207 беженцев. В Волгоград они добирались кто как мог. В фонде им помогают продуктами, одеждой, а также консультируют по интересующим их вопросам.
Один из самых главных для них — это получение миграционной карты, которая позволит вынужденным переселенцам не только находиться на территории России в законном порядке, но и получать медицинскую помощь, устроить детей в школы.
Волонтерами в детском фонде дежурят студенты из пединститута и практиканты одной из адвокатских контор. Последние даже проводят юридические консультации с теми, кто приходит сюда за помощью.
— Пока учет в УФМС является самой острой проблемой на сегодняшний день, — считает председатель фонда Раиса Скрынникова. — Это сложно не только из-за очередей, которые там увеличились кратно с притоком беженцев, но и потому, что на прохождение такой регистрации нужны деньги. У многих их нет, а если и есть, то, в основном, гривны, менять которые банки России не берутся из-за сомнительной платежеспособности. Из-за отсутствия денег многие ходят в присутственные места пешком. Конечно, нервная система этих многое переживших людей ослаблена, зажигаются, как спички. Но помогать им надо, причем нужна четкая скоординированная работа всех ведомств. У беженцев с Украины нет медицинского полиса, странно и то, что детям там почему-то не делались прививки. Например, от кори. К сожалению, многие приехали сюда без трудовых книжек и документов об образовании. Они уверяют, что работали медсестрами, например, но документально свою квалификацию ничем не могут подтвердить.
Тревожные сводки
Тема беженцев стала основной в ходе круглого стола, который прошел в пресс-центре «Волга». В нем кроме общественных организаций и представителей власти региона приняли участие те, кто находится сегодня в местах организованного проживания вынужденных переселенцев с юго-востока Украины.
Украинским беженцам смогли обеспечить и комфортные условия, и питание. Их представитель Екатерина Аббасова, участвовавшая в заседании круглого стола, выразила искреннюю благодарность волгоградцам за внимание и заботу. В места, где размещены беженцы, постоянно приезжают представители миграционной службы, Пенсионного фонда, здравоохранения с разъяснениями по самым острым вопросам. Но проблем еще много, и без планомерной, четко скоординированной работы, действительно, не обойтись. По официальным данным, беженцев на территории Волгоградской области уже более пяти тысяч, и их поток будет только прибывать. Сводки с Украины не утешают.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.
Байкеры и дети
Несколько раз с гуманитарной помощью на турбазу под Волжским, где разместили людей с Украины, приезжали представители организации «Красный крест» и байкеры клуба «Ночные волки». Детвора встречала байкеров с нескрываемым восторгом, разглядывая их железных коней и впечатляющую экипировку.
— Нельзя ли вам приехать еще раз? — спросила байкеров во время работы круглого стола луганчанка Екатерина Аббасова. — Покатайте ребятню, вот будет детям радости!
«Ночные волки» визит на турбазу к украинцам откладывать в долгий ящик не стали. И в прошедшие выходные малышня вдоволь накаталась на байках!