О вреде и пользе компьютерных игр для детей
Сегодня трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. В современном мире умение обращаться с ним стало жизненной необходимостью, поскольку в дальнейшем в какой бы сфере человек ни работал, без компьютера уже не обойтись. В то же время, для детей долгое сидение за монитором чревато проблемами со здоровьем. Компьютер также не оставляет времени на общение со сверстниками, занятиям спортом, да и просто побыть на свежем воздухе. Но как же быть в такой ситуации родителям? Об этом наш разговор с психологом Волгоградского центра психического здоровья детей и подростков Еленой Поликарповой.
Свято место пусто не бывает
— Сегодня родительская фраза «Не зависай в компе, это вредно!» вряд ли возымеет действие. Что делать?
— Тревога родителей понятна. Однако не торопитесь запрещать. Как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменить ребенку общение с компьютером? И будет ли эта замена более полезна для его развития? Ведь не случайно у вашего чада появилось столь сильное увлечение. Обычно такое погружение в виртуальный мир происходит потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в жизни реальной.
Прежде всего, обратите внимание, сколько времени проводит за компьютерными играми ваш отпрыск? Если можно говорить о «компьютеризации» всего свободного времени сына или дочки, то присмотритесь, что особенно привлекательно для них в компьютерных играх? Так вам легче будет понять, чего именно не хватает ребенку в реальности. А уже потом, набравшись терпения и педагогического такта, начинайте решать эти реальные проблемы.
— Чем же так привлекательны для детей компьютерные игры?
— Действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают по тем же причинам, что и сказки — это придуманный мир, более яркий и выразительный, чем реальность. Ошибки в игре всегда можно исправить, в жизни их цена — падение самооценки, ухудшение отношений с окружающими. К тому же игры можно легко менять, когда те надоедают.
Собеседник, который не читает моралей
— А родители умеют-таки достать своими нотациями!
— Конечно, а компьютер — это ж совсем другое дело. Он не «учит жизни», с ним просто «договориться». Поэтому особенно легко в виртуальные миры уходят дети, имеющие трудности в общении.
— Но увлекаются компьютером не только замкнутые по натуре люди.
— Здесь важен еще один момент. Все нормально развивающиеся дети к 6—7 годам начинают бояться смерти. А щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям в одной игре по нескольку жизней, тем самым нивелируя человеческие страхи.
Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям, отождествляясь с главными героями, без больших стараний почувствовать себя сильными, успешными. В игре все происходит по желанию ребенка, там он может сам выбирать роли.
Согласитесь, что эти факторы бывают весьма привлекательны и для взрослых. А уж для детей — тем более.
— Но не оставлять же своего отпрыска на виртуальных просторах и ждать, куда кривая вывезет?
— Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, то чаще берите его в гости, приглашайте других детей к себе. Помогите им организовать интересное и полезное общение. Запишите в кружки, где другие ученики будут схожи с вашим ребенком по интересам…
Если считаете, что главная причина — потребность в успехе, помогите вашему сыну или дочери добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они на первый взгляд и незначительны.
— Но добиться реальных достижений куда труднее, чем виртуальных. Не приведет ли это к протесту?
— Протестные реакции возможны и, пожалуй, даже неизбежны. Резкие перемены в жизни — это всегда стресс. Ребенку легче отвергнуть ваши предложения, чем отказаться от привычного течения жизни. Поэтому самый верный путь — вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Ваш авторитет в глазах ребенка возрастет, если вы станете вникать в его виртуальные интересы и покупать новые — полезные ему — компьютерные игры.
Учебник на экране монитора
— Есть и такие?
— Безусловно. Среди современных игровых программ очень много развивающих. Для малышей компьютерный рынок предлагает обучающие игры, в которых они учатся считать, узнают формы и цвета, запоминают буквы и так далее Детям постарше можно приобрести игровые программы обучения иностранным языкам, филологические игры типа «Эрудит» или «Поле чудес», компьютерные энциклопедии. Для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для победы требуется привлечь свои знание по каким-то предметам.
Хотим мы этого или нет, но даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора.
Игровая мотивация присутствует практически у всех, а вот познавательная формируется усилиями. И этим стоит воспользоваться при обучении детей. Для ребят со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Яркое, динамичное сразу привлекает внимание, потому что эмоциональная и образная память развиты у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.
Игры на компьютере вносят свой вклад и в развитие абстрактного мышления, потому что предметы на экране — это только изображения. А в играх для более старших детей вещи и существа иногда и вовсе обозначены значками. И таким образом у играющих постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что необходимо для понимания схем, уравнений, словесных оборотов.
«Стрелялки» против агрессии
— А если развивающим играм ребенок все равно предпочитает «стрелялки»?
— Дети могут находить в компьютерной игре способ разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии. Многие сочтут это очень сомнительным достоинством компьютерных игр и частично будут правы.
Ведь есть вероятность, что ребенок станет считать агрессию нормальным способом решения конфликтов. Но такая опасность есть, если речь идет о детях младше 9—10 лет. А вот с 12—15 лет ребята более чувствительны к границам роли, и выпустить пар, не щадя фантастических существ, для них может быть полезным. Ведь реальных эмоций у ребят этого возраста предостаточно, а вот способами обсуждения и выражения своих чувств владеют далеко не все.
Если же в этом возрасте дети будут проявлять свои негативные эмоции кулаками, то последствия могут быть очень серьезными. Младшим подросткам гораздо важнее ограничивать просмотр фильмов и телепередач, демонстрирующих во всех подробностях сцены насилия. Рисованный мультик и хорошо снятый фильм или хроника происшествий вызывают совершенно разные впечатления.
Так что если ваш ребенок старше 10 лет, психически здоров и не относится к гиперактивным и легковозбудимым, то не будет большой беды, если иногда он поиграет в «стрелялки» и тому подобные игры агрессивного содержания.
Во всем хороша золотая середина, и этот закон работает, в том числе, и в виртуальном пространстве.
Беседу вела Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.