По случаю и за идею
Поездка в Камышинскую воспитательную колонию для несовершеннолетних преступников в очередной раз оказалась откровением. Сколько бы там ни бывал, каждый раз не перестаешь удивляться тому, какие причины приводят этих детей на несколько лет за решетку, к строгому режиму и изоляции от общества.
Обокрасть судью из мести
Мудрое выражение. И как нельзя лучше подходит для того, чтобы охарактеризовать чувства тех, кто по той или иной причине оказался за решеткой. Даже в 15—17 лет.
За разбой, за изнасилование, за убийство — разноголосица детей, произносящих страшные причины своего заключения, не укладывается в голове. Обычные с виду мальчишки, ничем не отличающиеся от своих сверстников на воле.
Им всем по 17. Их истории просты и незамысловаты.
Тимофей находится здесь уже почти год.
— Можно сказать, случайно, — говорит он. — За разбой. А на самом деле я просто хотел вернуть свой телефон, который отдал до этого человеку на хранение. А он отдавать не хотел.
Иван тоже считает, что оказался здесь случайно. За угон и кражу автомобиля.
— Мне машина нужна была только для того, чтобы домой добраться, — рассказывает он. — Шел домой, было поздно и холодно, на дороге стоял автомобиль, мы его вскрыли и поехали домой.
Как выясняется позже, «мы» — это группа друзей из четырех человек, Иван из них самый младший и единственный несовершеннолетний. Он и оказался за решеткой, еще один получил условный срок, а остальные счастливо гуляют на свободе.
Истории Димы и Коли поражают больше всех остальных.
Коля сидит за изнасилование соседки.
— Да не помню я многого из того, что произошло, — рассказывает он. — Пьяный был.
— А сколько лет соседке-то?
— Пятьдесят…
— ?!?
— Да говорю же, не помню многого. С ней можно было договориться, чтобы она заявление забрала, но у нас в доме таких денег не нашлось. Она 400 тыс. просила.
А вот Дима за решеткой оказался, так сказать, по идейным соображениям.
— Я получил срок за кражу, — тихо бубнит парень, явно стесняясь такого внимания к нему (в колонии он всего второй месяц). — Деньги украл. Из квартиры судьи.
— Ты знал, что это квартира судьи?
— Знал. Я специально. За то, что она несправедливо моего друга осудила.
— А тебя судила она же?
— Да.
— Друзья на свободе остались, чтобы за тебя мстить?
— Нет. У меня больше нет друзей.
Главный приз — УДО
В этом году колония стала участницей пилотного проекта, реализуемого в рамках программы реформирования уголовно-исполнительной системы наказания. По словам уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области Нины Болдыревой, это означает, что до 2013 г. учреждение превратится в воспитательный центр, который предусматривает более широкие возможности для получения образования воспитанниками, улучшение условий содержания и многое другое.
Это своего рода свидетельство положительных результатов работы учреждения, и не в последнюю очередь потому, что здесь к этим оступившимся мальчишкам относятся не столько как к преступникам, сколько просто как к детям. И очень успешно используют такое понятие, как социальный лифт
— Теория проста, — говорит начальник психологической лаборатории колонии Людмила Бессонова. — Хорошо себя ведешь — получаешь поощрения. И главный приз — условно-досрочное освобождение. Если, наоборот, плохо себя ведешь — профучет, изолятор, строгие условия содержания, об УДО можешь даже не мечтать. И эта система работает. У нас все мальчишки ведут себя хорошо, учатся, осваивают как программу общеобразовательной школы, так и азы будущей профессии. Готовят здесь поваров, плотников, слесарей, плиточников и даже обучают швейному мастерству.
Некоторые из них, выйдя из колонии, устроились на работу в швейные мастерские города Волгограда и очень довольны. Об этом нам также рассказала Людмила Бессонова. Здесь вообще следят за жизнью мальчишек, которые выходят за стены учреждения. И потому, что положено, поскольку колония принимает участие в программе по профилактике рецидивов преступности, и просто потому, что они сами не дают забыть о себе — звонят психологам и воспитателям, пишут письма и рассказывают, как складывается их дальнейшая жизнь. А некоторые даже приезжают, чтобы повидаться с друзьями, которые все еще остаются на зоне.
Светлана ДУДКОВА