В ходе операции «Маршрутка» выявлены 34 машины с неисправными тормозами и рулевым управлением
Камикадзе едет на работу
Власти Волгограда активно работают над улучшением качества пассажирских перевозок в городе. В этом году, например, планируется купить 40 новых троллейбусов и 30 автобусов. Но, вообще-то, вряд ли что-либо поможет вытеснить с магистралей маршрутные такси. С одной стороны, маршрутки — это удобно, ведь на общественном транспорте не всегда можно доехать туда, куда надо, с другой — ездить на них довольно рискованно. Снующие по городу «Газели» то и дело нарушают Правила дорожного движения, да и с техническим состоянием у них не всегда все в порядке. Но такой уж мы народ, что привыкли полагаться на авось. И в стремлении побыстрее добраться до места назначения ни на что не обращаем внимания. И при этом даже не задумываемся о собственной безопасности.
Предупрежден — значит вооружен
В салоне маршрутного такси обязательно должна быть информация о перевозчике с адресами и телефонами, телефоны ГАИ, телефон лицензирующей организации — Госавтодорнадзора по Волгоградской области, телефон службы по защите прав потребителей, прейскурант.
А на самом деле
Такую информацию увидишь далеко не в каждой маршрутке. По данным специалистов Роспотребнадзора, большинство жалоб от пассажиров как раз связано с отсутствием таких данных.
— Если перевозчик не хочет даже информировать своих пассажиров, о его добросовестности не может идти и речи, — говорит руководитель Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрий Белоусов. — Ведь таким образом напрочь отсекается обратная связь между пассажиром и перевозчиком.
Девять часов за рулем
По нормативам водитель может находиться на рабочем месте не более 12 часов, из них только 9 — непосредственно за рулем. Плюс ко всему перед выездом на маршрут машину обязательно должен осмотреть механик, а водителя — фельдшер.
А на самом деле
— Только в ходе недавней операции «Маршрутка», которая проходила с 6 по 15 марта, была выявлена 451 машина, вышедшая на линию с мелкими техническими неисправностями, а 34 маршрутки имели неисправности рулевого управления или тормозной системы, — рассказала старший инспектор по пропаганде ОГИБДД УМВД России по Волгограду Ирина Цельцус. — У 26 водителей не было путевых листов, а один возил пассажиров, будучи лишенным прав!
— Режим труда и отдыха водителей нарушается сплошь и рядом! — говорит начальник отдела автотранспортного надзора Госавтодорнадзора по Волгоградской области Нина Юсупова. — На коммерческих предприятиях учет ведется фиктивно. На бумаге — одно, а в реальности водители работают по 12 и более часов. Что мы имеем в итоге? Рост числа ДТП с участием маршруток. Повлиять на ситуацию кардинально мы, например, не можем. Нам разрешено проводить плановые проверки по согласованию с прокуратурой лишь раз в три года, внеплановые — только в случае экстренных ситуаций. Перевозчики нам говорят: «Нас от вас, контролирующих органов, защищает 294-й закон!», при этом, видимо, забывая, что основан он на презумпции добросовестности, о которой пока можно только мечтать.
Жаловаться бесполезно!
Как ни печально, но за руль маршрутки могут посадить любого. Это когда-то, в советские времена, чтобы получить разрешение на перевозку людей, водитель должен был иметь не только права категории D, но еще и большой стаж безаварийной езды.
— Сейчас управлять маршрутным такси может любой, достаточно получить права категории D, — говорит Юрий Белоусов. — Таковы правила. Согласно им перевозчик, принимая на работу нового водителя, обязан 20 часов его обучать, обкатать с ним маршрут. И плюс раз в год должен устраивать для всех водителей стажировки. Что касается членов нашей ассоциации, а это семь перевозчиков, они такие стажировки проводят.
А вот по данным Госавтодорнадзора, ситуация далеко не такая прекрасная.
— В большинстве случаев стажировки проводятся только на бумаге! — продолжает Нина Юсупова. — Более того, официально водителей работодатели не трудоустраивают.
И внимание! Жаловаться на лихачей, управляющих маршрутками, — занятие бесполезное.
— К водителю-то мы мер применить не можем, — говорит Юсупова. — Все жалобы перенаправляются к работодателю. Накажет он работника или нет, неизвестно.
А у перевозчиков ответ всегда один: работать некому!
Что запрещено водителю
Во время движения водитель не имеет права курить, разговаривать по телефону, включать громкую музыку, обилечивать пассажиров.
А вот все надписи в салонах маршрутки, оскорбляющие и порой унижающие пассажиров, не запрещены. Регламент тут один — воспитанность.
С ветерком на газе
Колесо, лежащее прямо в салоне, из-за которого порой пассажиры чувствуют себя сидящими на насесте, это никакое не неудобство. Это сигнал того, что машина переведена на газ. И место под ее днищем, приспособленное для запаски, занимают баллоны.
Специалисты утверждают, что такое авто в разы опаснее тех, что ездят на бензине.
— Сам баллон с газом — очень прочный, а все, что к нему прикручивается, несет опасность, поскольку есть возможность разгерметизации, — объясняет профессор кафедры теплогазоснабжения и вентиляции ВолгГАСУ Елена Мариненко. — Водитель рискует жизнью пассажиров, когда едет вместе с ними заправляться. Достаточно непрочно прикрутить крышечку к баллону, чтобы допустить туда попадание воздуха. Эта смесь при возникновении малейшей искры приводит к взрыву. Взрыв может быть спровоцирован и столкновением машин. Газ, кстати, взрывается быстрее, чем бензин.
Да и запах газа, который частенько мы чувствуем в маршрутке, тоже небезопасен.
— На самом деле это пахнет не газ, а формальдегид, — продолжает Елена Егоровна. — Если он образуется, значит, газ сжигается не полностью, а это может вызвать тяжелое отравление у всех, кто его вдыхает.
цифра
12 ДТП с участием маршруток произошло в Волгограде за три месяца этого года. 23 чел. пострадали. Самая крупная авария случилась 11 января. Водитель маршрута № 199а не справился с управлением и вылетел на встречку. Это ДТП унесло жизни двоих людей, еще двое серьезно пострадали.
Подготовила Наталья МИХЕЕВА