«Мой отец, Иван Петрович Герасев, 1897 года рождения, был капитаном судна «Адмирал Макаров» Астраханского пароходства. Летом 1942 г. его вместе с экипажем командировали в Сталинград. В аду, который опустился на город и Волгу, они курсировали на пароходе между волжскими берегами, доставляя в город подкрепление, боеприпасы, продукты и забирая назад раненых и мирных жителей», — с этого начала свое письмо в редакцию ИА «Городские вести» бывший работник завода «Баррикады» ветеран труда Тамара Беспалова.
Товарищей помнил поименно
Тамара Ивановна выросла в г. Гвардейске Калининградской области, куда ее отца направили после войны разминировать акватории водных путей и восстанавливать объекты водного транспорта. Дочь рассказала, что Иван Петрович нечасто вспоминал страшные дни обороны Сталинграда, но он помнил поименно всех капитанов того времени, в том числе и капитана знаменитого «Гасителя». В их доме хранилась газетная заметка с рассказом о подвиге буксира «Ласточка» и других судов, работавших на сталинградских переправах летом 1942 г.
— Сам отец из рязанского села Самодурово. Родился в многодетной семье и с 14 лет уже плавал по Волге юнгой. Окончил техникум, отличался изобретательством. Мама, которую во время Сталинградской битвы немцы угнали в Германию, после Победы работала в Гвардейске телефонисткой. Там родители и познакомились, — рассказала Тамара Беспалова.
Прораба путевых работ Западного бассейнового управления пути Минречфлота РСФСР отличника соцсоревнования лейтенанта речного флота Ивана Герасева проводили на пенсию в 1960 г. Он приехал на жительство в наш город тяжело больным человеком и вскоре умер, не успев разыскать друзей, с которыми пережил страшные дни сталинградского сражения, или оставить воспоминания.
«…Для содействия сухопутным фронтам»
Теперь его дочь пытается восстановить семейные сталинградские хроники. Тамара Ивановна была в музее речников в Ворошиловском районе, в музее-панораме, смотрела Книгу Памяти и другие книги о подвиге речников в дни битвы. Но фамилию отца и название судна она нашла лишь в архивной книге музея Сталинградской битвы на речвокзале.
— Но я нигде не могла выяснить: отчего речников, которые защищали Сталинград, не считали участниками войны и не предоставляли им ни льгот, ни достойных почестей, — недоумевает Тамара Ивановна.
Нет интересующей ее информации и в Интернете. Однако там удалось найти ответы на некоторые вопросы о речниках, в том числе и Астраханского пароходства. Например, участник Сталинградской битвы в составе Волжской военной флотилии старший лейтенант запаса заслуженный работник транспорта РФ Геннадий Кулаков оставил такие воспоминания:
«В Великую Отечественную войну для содействия сухопутным фронтам формировались новые речные и озерные флотилии. В частности, с января по июль 1942 г. из четырех волжских пароходств в состав Волжской военной флотилии было передано 18 мощных буксиров. Их переоборудовали и снабдили морскими орудиями и зенитными батареями. Из них сформировали четыре бригады речных кораблей».
Кто помнит, откликнитесь!
В оперативном отношении флотилия была подчинена Сталинградскому фронту. В ее задачи входило «обеспечение коммуникации на участке Камышин — Астрахань, недопущение переправы войск противника через Волгу и содействие переправе своих войск и грузов, а также организация бесперебойной работы речных портов Саратов, Камышин, Сталинград, Астрахань».
Таким образом, согласно утверждению ветерана за 1942—1943 гг. более 200 судов были переданы в состав Волжской военной флотилии. На них работали команды, не имеющие статуса военнослужащих. Лишь в 1991 г., после выхода соответствующего Постановления Правительства, экипажи этих судов стали считаться «…как спецформирования с правом на льготы военнослужащих». Но тогда за удостоверением льготника обратились только 33 речника, а сколько человек живы к нашему времени, не знает никто.
Однако дочь Ивана Герасева не успокаивается. Она намерена искать тех, кто помнит работу волжских переправ, и просит откликнуться всех, кому что-нибудь известно о судне, которым командовал ее отец.
Алла САВЧИШИНА.