16+
Подробности

В аду, между волжскими берегами…

«Мой отец, Иван Петрович Герасев, 1897 года рождения, был капитаном судна «Адмирал Макаров» Астраханского пароходства. Летом 1942 г. его вместе с экипажем командировали в Сталинград. В аду, который опустился на город и Волгу, они курсировали на пароходе между волжскими берегами, доставляя в город подкрепление, боеприпасы, продукты и забирая назад раненых и мирных жителей», — с этого начала свое письмо в редакцию ИА «Городские вести» бывший работник завода «Баррикады» ветеран труда Тамара Беспалова.

Товарищей помнил поименно

Тамара Ивановна выросла в г. Гвардейске Калининградской области, куда ее отца направили после войны разминировать акватории водных путей и восстанавливать объекты водного транспорта. Дочь рассказала, что Иван Петрович нечасто вспоминал страшные дни обороны Сталинграда, но он помнил поименно всех капитанов того времени, в том числе и капитана знаменитого «Гасителя». В их доме хранилась газетная заметка с рассказом о подвиге буксира «Ласточка» и других судов, работавших на сталинградских переправах летом 1942 г.

— Сам отец из рязанского села Самодурово. Родился в многодетной семье и с 14 лет уже плавал по Волге юнгой. Окончил техникум, отличался изобретательством. Мама, которую во время Сталинградской битвы немцы угнали в Германию, после Победы работала в Гвардейске телефонисткой. Там родители и познакомились, — рассказала Тамара Беспалова.

Прораба путевых работ Западного бассейнового управления пути Минречфлота РСФСР отличника соцсоревнования лейтенанта речного флота Ивана Герасева проводили на пенсию в 1960 г. Он приехал на жительство в наш город тяжело больным человеком и вскоре умер, не успев разыскать друзей, с которыми пережил страшные дни сталинградского сражения, или оставить воспоминания.

«…Для содействия сухопутным фронтам»

Теперь его дочь пытается восстановить семейные сталинградские хроники. Тамара Ивановна была в музее речников в Ворошиловском районе, в музее-панораме, смотрела Книгу Памяти и другие книги о подвиге речников в дни битвы. Но фамилию отца и название судна она нашла лишь в архивной книге музея Сталинградской битвы на речвокзале.

— Но я нигде не могла выяснить: отчего речников, которые защищали Сталинград, не считали участниками войны и не предоставляли им ни льгот, ни достойных почестей, — недоумевает Тамара Ивановна.

Нет интересующей ее информации и в Интернете. Однако там удалось найти ответы на некоторые вопросы о речниках, в том числе и Астраханского пароходства. Например, участник Сталинградской битвы в составе Волжской военной флотилии старший лейтенант запаса заслуженный работник транспорта РФ Геннадий Кулаков оставил такие воспоминания:

«В Великую Отечественную войну для содействия сухопутным фронтам формировались новые речные и озерные флотилии. В частности, с января по июль 1942 г. из четырех волжских пароходств в состав Волжской военной флотилии было передано 18 мощных буксиров. Их переоборудовали и снабдили морскими орудиями и зенитными батареями. Из них сформировали четыре бригады речных кораблей».

Кто помнит, откликнитесь!

В оперативном отношении флотилия была подчинена Сталинградскому фронту. В ее задачи входило «обеспечение коммуникации на участке Камышин — Астрахань, недопущение переправы войск противника через Волгу и содействие переправе своих войск и грузов, а также организация бесперебойной работы речных портов Саратов, Камышин, Сталинград, Астрахань».

Таким образом, согласно утверждению ветерана за 1942—1943 гг. более 200 судов были переданы в состав Волжской военной флотилии. На них работали команды, не имеющие статуса военнослужащих. Лишь в 1991 г., после выхода соответствующего Постановления Правительства, экипажи этих судов стали считаться «…как спецформирования с правом на льготы военнослужащих». Но тогда за удостоверением льготника обратились только 33 речника, а сколько человек живы к нашему времени, не знает никто.

Однако дочь Ивана Герасева не успокаивается. Она намерена искать тех, кто помнит работу волжских переправ, и просит откликнуться всех, кому что-нибудь известно о судне, которым командовал ее отец.

Алла САВЧИШИНА.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

01:30, Общество

Что нельзя делать 6 июня, чтобы жить без бед

00:05, Происшествия

Шесть часов магнитная буря будет мучить волгоградцев

5 Июн, Общество

Дожди, грозы, ветер: волгоградцам дали прогноз на 6 июня

5 Июн, Общество

640 тысяч туристов посетили Волгоградскую область с начала 2025 года

5 Июн, Происшествия

Еще один крупный пожар потушили в Волгоградской области

5 Июн, ЖКХ

Один район Волгограда обесточат 6 июня

5 Июн, Общество

Когда закончится ураганный ветер в Волгограде

5 Июн, Общество

Волгоградскую область отметили на заседании Правительства

5 Июн, Криминал

Мужчину со свертками с наркотиками задержали в Камышине

5 Июн, Происшествия

ВАЗ сбил велосипедиста под Волгоградом

5 Июн, Происшествия

Нарядно одетая пенсионерка бесследно исчезла под Волгоградом

5 Июн, Общество

41% волгоградцев сообщают руководству обо всех ошибках

5 Июн, Образование

Волгоградские школьники учатся управлять БПЛА

5 Июн, Криминал

Пять лет колонии грозит волгоградцу из-за иностранных специалистов

5 Июн, Здоровье

Почему немеют руки во сне: объясняет доктор Мясников

5 Июн, Общество

В Волгограде декретницу уволили "из-за прогула"

5 Июн, Образование

В Камышине школы получают манекены и противогазы для уроков труда и безопасности

5 Июн, Транспорт

Все речные направления работают в штатном режиме 5 июня

5 Июн, Общество

Что надо сделать 6 июня, чтобы забыть о нищете и бедах

5 Июн, Транспорт

1 миллион пассажиров уехали с Приволжской РЖД в мае

Календарь